Российская Государственная Дума все никак не решится принять закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком». Его проект правительство вынесло на рассмотрение парламентариями еще в декабре 2008 года. Ходят слухи о том, что провал закона исподтишка лоббирует сам Центробанк РФ, иначе бы он уже давно вступил в силу: ведь в первом чтении депутаты его одобрили, и при этом в рядах народных избранников царило редкое единогласие.
Понятие «инсайдерская информация» трактуется в законопроекте как «информация, составляющая коммерческую, служебную, раскрытие которой может оказать существенное воздействие на цены на финансовых рынках или финансовые товары, иную тайну, доступ к которой ограничен федеральными законами». Другими словами, инсайд существует там, где доступом к какой-либо особо ценной информации пользуется очень ограниченный круг лиц. Обладание такой информацией само по себе еще не наказуемо, но использование ее в целях личного обогащения недопустимо на организованном рынке. Неважно пользуется ли инсайдер информацией сам или продает на «вторичном» рынке. Удержаться от соблазна информировать других за большие деньги порой бывает очень трудно. Тем более, что никаких законодательных шлагбаумов на российском информационном рынке почти нет, под злоупотребления должностными полномочиями подвести подобные действия на практике сложно. Это в США с инсайдерами борются как с особо злостными преступниками и наказывают их внушительными сроками тюремного заключения. А в России инсайд – сплошное белое пятно, под которым успешно маскируются многие акулы финансового рынка, совершающие незаконные сделки с ценными бумагами на основе внутренней информации о деятельности компании-эмитента.
Как инсайд делает погоду на рынке
По словам руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам РФ Владимира Миловидова, до тех пор, пока в стране инсайд не получит статуса де-юре, квалифицировать злоупотребления со стороны менеджеров общества как преступные действия невозможно. Ярким примером тому служит ситуация с участием гендиректора компании «Связьинвест» Евгения Юрченко: он заработал за три месяца 582 миллиона рублей на удачной игре с акциями дочерних предприятий. Доказать факт использования им служебной информации затрудняются даже эксперты.
С точки зрения обладания инсайдерской информацией представляет интерес ряд должностей в госаппарате. В разгар «дела ЮКОСа» чиновники не упустили возможности сколотить состояния на котировках акций нефтяной компании.
Количество сделок, совершенных с использованием инсайдерской информации, аналитики оценивают по-разному. Одни считают, что это примерно 15-20% от общего рыночного оборота. Другие заявляют о том, что инсайдеры заправляют всеми без исключения более или менее крупными сделками на российском фондовом рынке. Расхождения в оценках объясняются отсутствием четкого регламента относительно сути инсайда.
Быть или не быть – вот в чем вопрос
Недобросовестные рыночные практики можно искоренить лишь при адекватной реакции общества. А сил, реально заинтересованных в этом, в России на данный момент нет. Участники фондового рынка при всем их желании сделать его цивилизованным, не готовы расплачиваться за блага цивилизации собственной свободой. Не стоит упускать из внимания и чиновников, для которых инсайд остается сытной кормушкой: они себе не враги и вряд ли станут потворствовать появлению законодательных препон на своем пути.
Много шума вокруг «инсайдерского» законопроекта подняли и журналисты, усмотрев в нем нарушение своих профессиональных прав. Владимир Миловидов предлагает разрулить конфликтную ситуацию и не вменять журналистам ответственности за раскрытие инсайдерской информации. От других экспертов поступают предложения на первых порах принять рамочный закон, позволяющий определить понятие инсайда и отрегулировать сбор информации о нем на российском рынке. Президент РФ Дмитрий Медведев поручил своей администрации и федеральным органам власти согласовать проект федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком» к 1 мая 2010 года.
Светлана Усанкова