Термин «секьюритизация» вошел в финансовый лексикон относительно недавно - с девяностых годов XX века и означает замену нерыночных займов или потоков наличности на ценные бумаги, свободно обращающиеся на рынках капиталов. На практике она оборачивается в инструмент финансирования путем превращения неликвидных активов в высоколиквидные ценные бумаги.
Часто секьюритизация сводится к процессу выпуска ценных бумаг банками, при котором обеспечением эмиссии выступает пул ипотечных кредитов. Понятием «пул» здесь обозначается пакет кредитных обязательств, созданный с целью их дальнейшей перепродажи. Секьюритизация при таком подходе оказывается удобным средством обращения ипотечных долгов в ценные бумаги. То есть долг как бы переуступается более широкому кругу инвесторов.
Заемщик – один, кредиторов - много
В узком смысле под секьюритизацией имеется в виду инновационная система финансирования. Секьюритизация активов (Asset Securitisation) впервые была опробована в США, а затем эта практика получила широкое распространение и в Европе. Она отождествляется с механизмом, при котором финансовые активы предприятия списываются с баланса предприятия и дифференцируются от остального имущества, а затем передаются в ведение специально созданных финансовых посредников с целью рефинансирования на денежном рынке или рынке капитала. Рефинансирование происходит за счет выпуска ценных бумаг, обеспеченных активами (Asset-Backed Securities или ABS) либо за счет получения синдицированного кредита, предоставляемого одному заемщику сразу несколькими кредиторами.
Секьюритизация как путь получения дополнительной прибыли обращает на себя интерес коммерческих банков, обладающих объемными портфелями однородных кредитов, лизинговым и девелоперским компаниям, фондам недвижимости. В мировых масштабах рынок секьюритизаци стремительно набирает обороты. В Соединенных Штатах денежный эквивалент всех обращающихся на рынке ABS оценивается в размере свыше 3 триллионов долларов. Европа от этих темпов заметно отстает. Уверенных игроков на рынке секьюритизации в ней не очень много, а компании таких стран, как Швеция, Дания, Ирландия и Бельгия, пользуются ее техниками крайне редко.
Секьюритизация с российским размахом
Для российских банков еще до 2005-2007 года секьюритизация оставалась областью экзотики, но затем они продемонстрировали вполне успешные попытки ее освоения. Эксперты утверждают, что реальное развитие в России секьюритизация получит тогда, когда банки перестанут справляться с выдачей кредитов своими средствами. Совершенно очевидно, что на динамике отечественного рынка секьюритизации сказался и мировой финансовый кризис. В то время как американские инвесторы стали действовать с большей осторожностью, российские игроки узрели для себя в секьюритизации заманчивые перспективы.
В 2007 году общая сумма сделок на рынке секьюритизации в России достигла 3 миллиардов долларов, а в 2008 году она увеличилась до 7,25 миллиардов долларов. На 2009 и 2010 годы оптимистично настроенные аналитики прогнозировали приросты по 30-40%, а их более скептичные оппоненты возражали, что в стране на данный момент нет достаточного количества инвесторов, готовых покупать бумаги со сложным ценообразованием хотя бы в объеме 10 миллиардов долларов.
Однако уже в феврале 2010 года журнал «Финанс» сообщил о том, что кредитные долги российских граждан превратились в объект повышенного спроса у западных инвесторов. Покупать проблемные розничные кредиты в России вознамерились немецкий холдинг XG EOS совместно с корпорацией IFC, выделив на эти цели 50 миллионов долларов, а также шведские фонды East Capital Financials Fund и East Capital Explorer при поддержке коллекторского агентства Intrum Justitia, которые в общем оценивают объем будущих покупок в 20 миллионов долларов. Эксперты считают, что проблем с выбором у инвесторов не возникнет, поскольку в 2010 году рост портфеля «плохих долгов» граждан вырастет предположительно до 4-х миллиардов долларов.
Несколько слов о правовой основе
В 2009 году Федеральная служба по финансовым рынкам РФ подготовила и внесла в Правительство РФ проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования секьюритизации финансовых активов)». Законопроект предполагает пересмотр и доработку отдельных положений Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Федеральных законов «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О рынке ценных бумаг», «Об инвестиционных фондах» и других законодательных актов.
Ожидается, что данный закон поможет урегулировать проблему инвестиционных рисков, связанных с использованием прав требований в качестве предмета залога при выпуске ценных бумаг. Он предлагает установить особенности обеспечения исполнения финансовых обязательств залогом денежных требований и залогом прав по договору банковского счета (вклада). В частности, статья 334 части первой Гражданского кодекса РФ дополняется новым пунктом 21, которым предусмотрена возможность установления отдельным законом особенностей залога движимого имущества, обеспечивающего исполнение по отдельным видам обязательств.
В числе «новаторских» положений законопроекта можно отметить и то, что он вменяет ранее установленный специальный порядок налогообложения прибыли у ипотечных агентов и всем остальным специализированным финансовым обществам.
Светлана Усанкова