Государственная поддержка малого бизнеса: все равно на всех не хватит

государственная поддержка малого бизнесаО государственной поддержке малого бизнеса модно было говорить в 2001 году. Или в 2005-м. Или в 2008-м. А потом грянул мировой экономический кризис, и у государства голова гораздо больше болела о судьбах коммерческих банков, нежели о «малышах», питающих экономику миллионами налоговых ручейков. Или все было совсем не так?

Эксперты общероссийской общественной организации предприятий малого бизнеса «ОПОРА России» подсчитали, что от общего объема антикризисных программ малому бизнесу досталось только 1,6 %. Минэкономразвития в 2009 году на поддержку малого бизнеса выделило только 350 миллионов долларов. На фоне европейских примеров эта цифра выглядит просто ничтожной. Через систему Российского банка развития на кредиты малому бизнесу за тот же период было выделено около 30 миллиардов рублей.

Для сравнения: малый бизнес США в кризисный период получил от своего правительства 411 миллионов долларов, а в ближайшем будущем американское государство планирует увеличить объемы поддержки до 5,5 миллиардов долларов. Во Франции предприятия малого бизнеса теперь кредитуются в специально созданном фонде с финансовыми возможностями в 2,74 миллиарда долларов.

Несмотря на то, что Минэкономразвития с каждым годом становится по отношению к отечественному малому бизнесу все щедрее, этих средств все равно не хватает для полноценного охвата потребностей всех регионов страны. По крайней мере, так считает заместитель директора департамента по работе с объединениями предпринимателей Торгово-промышленной палаты Александр Алин.

Немного истории

В 1995 году вступил в силу первый в России федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства». Он регламентировал создание фондов поддержки малого предпринимательства, выделяющих «малышам» деньги на развитие в соответствии с технико-экономическим обоснованием программ, проектов и мероприятий. Фондам дозволялось раздавать кредиты и ссуды без получения лицензии на банковскую деятельность, в то время как другие кредитные организации при отсутствии лицензии и мечтать ни о чем подобном не могли. Кроме того, закон давал малому бизнесу некоторые налоговые послабления на протяжении первых четырех лет работы с момента открытия.

В 2008 году этот закон утратил силу, а вместо него отношения между властью и малым бизнесом стал регулировать ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В качестве источников финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства он установил  «средства бюджетов субъектов Российской Федерации, средства местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства».

Основным инструментом реализации государственной политики в области поддержки малого бизнеса стали федеральные, региональные, отраслевые (межотраслевые) и муниципальные программы.

Региональная специфика

К способам поддержки малого бизнеса относится и создание так называемых бизнес-инкубаторов – деловых центров с небольшими по площади офисами для начинающих предпринимателей, оснащенными необходимым минимумом мебели и техники. Бизнес-инкубаторы также предполагают комплекс юридических, бухгалтерских и консалтинговых услуг. Еще один вид спецсервиса от государства – технопарки.

Из федерального бюджета можно получить субсидии на производство экспортных товаров и услуг, развитие системы кредитования малого предпринимательства, создание и развитие инфраструктуры, ориентированной на потребности малых предприятий наукоемкого сегмента.

К федеральным стандартам поддержки в каждом регионе добавляют что-то свое. Так, в Тюменской области действует собственный Фонд поддержки предпринимательства, а прелести занятости в малом бизнесе населению демонстрируют многочисленные сюжеты и ролики на местном телевидении. В Уральском федеральном округе сделали упор на образовательные программы для молодежи. В Иркутской области приоритет отдали тем «малышам», которые заняты в сфере туризма, лесопереработки, производства стройматериалов и ЖКХ. Объем финансирования региональной программы поддержки малого и среднего предпринимательства в 2006-2010 году составил почти 200 миллионов рублей.

Аналитики отмечают, что кризис заставил предпринимателей «малой» формации пересмотреть свои возможности и под другим углом зрения оценить свои перспективы. Они предсказывают новую фазу развития отечественного малого предпринимательства – в онлайновой форме, которая может снять необходимость какой-либо поддержки, и государственной в том числе. Только это уже совсем другая история.

Светлана Усанкова