Одним из основополагающих для современной экономической системы как в национальном, так и в глобальном масштабах понятий является рынок ценных бумаг. При том, что само словосочетание «рынок ценных бумаг» уже достаточно прочно вошло как в деловой лексикон, так и в повседневную речь, не стоит забывать о том, что сам по себе данный рынок представляет собой совокупность более мелких рынков, на каждом из которых обращается тот или иной вид ценных бумаг. Важную роль в деловой жизни играет и рынок корпоративных облигаций.
Понятие и виды корпоративных облигаций
Облигацией именуется эмиссионная ценная бумага, которая обеспечивает право на получение от эмитента её номинальной стоимости в определённый срок или зафиксированного процента от номинальной стоимости. Таким образом, эмитент, выпускающий облигацию, «занимает» деньги у покупателя с обязательством их вернуть. В свою очередь, корпоративная облигация представляет собой ценную бумагу, эмитентом которой является юридическое лицо (в отличие от других категорий эмитентов, например государства). В большинстве случаев корпоративные облигации являются для корпораций способом привлечения дополнительных средств с долгосрочным механизмом погашения данного долга.
Основными характеристиками для корпоративных облигаций является наличие или отсутствие обеспечения облигаций (то есть финансовых гарантий выплаты указанного в облигации номинала) и срок до погашения (промежуток времени, в течение которого эмитент обязуется полностью выполнить свои обязательства). Помимо этого, существует и ряд дополнительных показателей, таких, как конвертируемость, гарантии со стороны третьих лиц и так далее. В общем и целом классификация корпоративных облигаций выглядит следующим образом:
- по степени обеспеченности: обеспеченные (залогом ценных бумаг, ипотечными кредитами, оборудованием, залогом недвижимости и так далее) и необеспеченные (субординированные);
- по сроку обращения: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные, пролонгируемые, с двумя датами погашения, бессрочные, отзывные, с созданием фонда погашения, с правом досрочного погашения;
- по размеру купона: с постоянным купоном, с переменным купоном, индексируемые, с плавающей процентной ставкой, с отсроченными купонными платежами, с увеличивающимися купонными платежами и так далее.
Структура рынка корпоративных облигаций
Специфика любого рынка определяется особенностями того товара, который является в данном случае основным. Если говорить о рынке корпоративных облигаций, то здесь особенности операций формируются, прежде всего, за счёт средне- и долгосрочного характера ценных бумаг и долговых обязательств по ним. Особое значение имеет то обстоятельство, что на ситуацию на этом рынке влияет сравнение с доходностью на рынке акций и банковских депозитов – потенциальные инвесторы постоянно анализируют ситуацию, где условия размещения капитала выгоднее. Именно инвесторы вкупе с эмитентами и андеррайтерами, основными участниками рынка корпоративных облигаций, и определяют его структуру.
Напомним, что андеррайтерами являются структуры, через которых, собственно, и происходит размещение эмитентом своих облигаций на рынке. Таковыми структурами являются различные банки и инвестиционные компании, которые чаще всего формируют объединение из нескольких подобных структур, именуемое консорциумом, цель которого состоит в диверсификации собственных рисков. В свою очередь, инвестором принято называть любого покупателя корпоративных облигаций, которые создают первичный рынок облигаций. Именно за счёт операций инвесторов, которые вольны перепродавать облигации до истечения срока их погашения, формируется вторичный рынок корпоративных облигаций, то есть, по сути, система перепродажи уже пущенных в оборот ценных бумаг. На вторичном рынке появляются уже дополнительные участники: маркет-мейкеры (обычно это банковские учреждения), своего рода торговые агенты, которые выставляют двусторонние котировки на покупку-продажу ценных бумаг, производят данные операции и отслеживают сохранение определенной разницы между ценами спроса и предложения по котировкам.
Проблемы российского рынка корпоративных облигаций
Любой рынок ценных бумаг имеет свои достоинства и недостатки. Если говорить о российском рынке корпоративных облигаций, то здесь всплывает ряд основных проблем, среди которых, например, можно назвать опасения потенциальных инвесторов размещать свои капиталы на данном рынке. Из-за того, что у подавляющего большинства инвесторов существуют различной степени проблемы с ликвидностью, то для них приобретение корпоративных облигаций связано с высоким риском отсутствия возможности быстро продать эти ценные бумаги в случае необходимости. Объясняется этот риск просто: в России пока что в недостаточно развитом состоянии находится вторичный рынок корпоративных облигаций, то есть то финансовое пространство, на котором можно быстро найти покупателя для сбыта имеющихся облигаций.
Дело в том, что в российских условиях основными покупателями корпоративных облигаций, то есть инвесторами, являются банковские структуры, которые строят на эти ценные бумаги долгосрочные планы и поэтому не заинтересованы в их продаже более «мелким» инвесторам. Создаётся ситуация, при которой облигации есть, но практически все они сосредоточены в руках относительно небольшого числа более или менее крупных инвесторов-банков, которые просто не пускают на рынок рядовых участников. Получается своего рода замкнутый круг: вторичный рынок корпоративных облигаций не развивается потому, что многочисленные «мелкие» инвесторы (физические лица) боятся вкладывать деньги в этот инструмент из-за низкой ликвидности, которая, в свою очередь, обусловлена тем, что инвесторы с первичного рынка не очень-то заинтересованы в том, чтобы создавать вторичный рынок.
Александр Бабицкий