Наверняка не за горами то светлое будущее, когда человечество в полной мере освоит неисчерпаемые и безопасные источники энергии – например, солнечную энергию. Или снова каким-то образом всем придут на помощь нанотехнологии. Но пока что природный газ остается одним из основных источников энергии, поэтому вопрос ценообразования в газовой отрасли по-прежнему является очень и очень важным. Учитывая то, что российская компания «Газпром» является одним из основных продавцов этого товара, нередко возникает вопрос, какими именно критериями она руководствуется, назначая ту или иную цену для разных государств.
Снижение цены - привлечение иностранного покупателя
Маркетинговая стратегия Газпрома в отношении экспортных операций может быть охарактеризована двумя принципами: долгосрочные контракты и условие «бери и плати». На практике это означает, что, во-первых, Газпром очень не любит заключать краткосрочные соглашения, на срок 1-2 года, потому что это означает необходимость поиска новых клиентов и так далее, зато весьма приветствует контракты от 5 и более (вплоть до 25 лет), которые к тому же заключаются на межправительственном уровне. Во-вторых, условие «бери и плати» выражается в принципе, согласно которому определяется минимальный объем газа, который покупатель обязан оплатить в течение срока действия договора. Тем самым продавец страхуется от слишком незначительных поставок.
Что касается цен на газ для конкретных государств, то вплоть до мирового кризиса 2008 года компания проводила политику по дифференцированному подходу к цене на газ для покупателей в странах СНГ и в странах Европейского Союза. Если до двухтысячных годов ближайшим соседям газ продавался в несколько раз дешевле, чем европейцам, что объяснялось как политическими причинами (с помощью экономических рычагов заручиться политической поддержкой бывших братских республик), так и техническими (особенностями транспортировки газа, наличием доли Газпрома в нефтегазовом секторе той или иной страны), то в последние годы стоимость газа для соседей постоянно растет и приближается к европейским расценкам. Но и для европейских государств цена российского газа различна. И здесь уже нет никакой политической подоплеки, а все дело в стоимости транспортировки по дорогим в эксплуатации сетям низкого давления, а также в прибавлении к стоимости дополнительных налогов. Однако 2010 год ознаменовался тенденцией к снижению газпромовских цен на европейском рынке: дело и в общем понижении мировых цен, и в падении доли Газпрома в связи с обострением конкуренции со стороны прежде всего Норвегии и Катара (в 2009 году продажи компании в Европу сократились почти на 12%). Так что эксперты предсказывают, что для сохранения позиций на европейском рынке Газпром пойдет на существенное снижение цен, скидка может составить около 20 %.
До внутреннего рынка добрались рыночные принципы
До совсем недавнего времени вопрос о цене на газ для внутреннего российского потребителя и для зарубежных покупателей стоял следующим образом - во сколько раз дешевле будет по отношению к экспортным тарифам продаваться Газпромом газ своим? Однако компания давно уже говорила о том, что цены на внутреннем рынке занижены, и что рано или поздно она будет их повышать до реального уровня стоимости. Когда же мировой финансовый кризис, как известно, негативно сказался на позициях Газпрома на международной арене и привел к значительному снижению доходов из-за рубежа, то здесь уже компания принялась за российского потребителя всерьез. Недополученные с иностранцев доходы нужно каким-то образом вернуть, так что в апреле 2010 года Совет директоров газового монополиста одобрил переход системы ценообразования для российского потребителя на формулу расчета цены, аналогичную для европейских покупателей. Это означает, что с 1 января 2011 года начался переходный этап, в течение которого к 1 января 2014 года предполагается в несколько подходов поднять цены на газ на внутреннем рынке до уровня стоимости его для Европы. Правда, существует одно важнейшее обстоятельство - через три года на европейские цены должны перейти лишь промышленные потребители газа, для населения же цены на газ по-прежнему будут напрямую регулироваться государством, что означает, что для простых граждан России газ все равно будет стоить в разы дешевле, нежели для иностранных покупателей. Правда, при этом повышения стоимости для всех категорий потребителей не избежать - компании нужно зарабатывать, особенно в нынешние сложные времена. Так, в течение 2010 года средняя стоимость газа по стране для промышленности выросла на 10-15 %, для населения - на 5 %. К тому же в России цена на газ также регулируется в зависимости от удаленности от газовых месторождений и развитости транспортирующей инфраструктуры. Например, для Дальнего Востока цена на газ может достигнуть европейского уровня и даже превысить его.
Александр Бабицкий