Согласно прогнозам экспертов, российские компании в 2011 году получат возможность привлечь до тридцати миллиардов долларов через рынок IPO. Как сообщило компетентное издание The Wall Street Journal, такой мощный финансовый приток можно получмить при условии, что участвовать в размещении будут около пятидесяти крупных компаний. В предыдущем 2010 году объем средств, привлеченных российскими корпорациями посредством продажи акций, не превысил и семи миллиардов. Что же происходит на российском рынке IPO?
Аббревиатура IPO образована от английского термина Initial Public Offering, которым обозначают первичное публичное предложение акций какой-либо компании на продажу самому широкому кругу лиц. Покупателями ценных бумаг могут становиться как другие фирмы и предприятия, так и частные инвесторы и отдельные граждане. Если речь едет об IPO, то предполагается, что компания выходит на рынок со своими ценными бумагами впервые. В рамках традиционного IPO различают еще так называемые PPO (Primary Public Offering) и SPO (Secondary Public Offering). Первым термином обозначают первичное публичное предложение акций дополнительного (нового) выпуска неограниченному кругу лиц, что, собственно, и является классическим IPO. Когда используется второй термин, то имеется в виду то, что акции основного выпуска вторично предлагаются неограниченному кругу лиц.
Поскольку IPO повышает уровень публичности компании, то оно открывает путь к более дешевым источникам капитала - стоимость привлеченного финансирования заметно снижается. С помощью IPO несложно оптимизировать структуру капитала и получить более эффективный доступ к рынкам капитала. Для российских компаний это, прежде всего, возможность пользоваться западным капиталом, развивая бизнес, выводя его на международный уровень и участвуя в консолидации рынка. Кроме того, от российских компаний очень часто выхода на IPO требуют сами западные акционеры, которые стремятся таким образом увеличить прибыль и диверсифицировать риски, связанные с продажей своих акций.
Особенности российского рынка IPO
С начала третьего тысячелетия сложилась устойчивая практика, когда российские компании проводили первичное размещение преимущественно на двух российских биржах - ММВБ и РТС. Однако впоследствии многие из них пришли к выводу, что этих двух площадок, пусть даже и очень крупных, им недостаточно, и потому взяли ориентир на западные фондовые рынки. Эксперты говорят, что на российских фондовых биржах участникам предоставляется сравнительно немного финансовых инструментов, из-за чего торги акциями не могут проводиться настолько активно, насколько этого бы хотелось эмитентам.
При выборе зарубежных площадок российские компании, прежде всего, учитывают уровень потребления своей продукции в той или иной стране. Нет смысла проводить размещение там, куда не ведет ни один экспортный канал.
Предполагается, что в приоритете у российских компаний окажутся такие площадки, как AIM и NASDAQ. У них уже есть опыт торговли российскими ценными бумагами, в том числе и акциями российских предприятий с западным капиталом вроде Golden Telecom, Peter Hambro Mining, Trans-Siberian Gold.
Согласно прогнозам, основным драйвером российского рынка IPO будут вовсе не частные компании, а само государство. В рамках намеченной программы оно намерено выставить на продажу пакеты акций ВТБ, Сбербанка, ФСК ЕЭС, «Русгидро», а также вывести на биржу «Совкомфлот». За счет от приватизации активов в 2011 году правительство РФ рассчитывает привлечь западный капитал в объеме не менее девяти миллиардов долларов.
У IPO немало как положительных, так и отрицательных последствий. К плюсам публичного размещения можно отнести привлечение долгосрочного капитала для развития компании, получение справедливой оценки стоимости бизнеса, появление валюты для проведения слияний и поглощений, возможность выхода из бизнеса для ключевых собственников компании, а также улучшение имиджа, повышение прозрачности, улучшение корпоративного управления. Но при том остаются актуальными такие проблемы, как значительные временные и денежные затраты на проведение IPO, более жесткие требования к отчетности и раскрытию информации и тот факт, что информация о бизнесе компании становится доступна всем, в том числе конкурентам.
Светлана Усанкова