Исторически существуют фиксированная, регулируемая и рыночная системы формирования цен. Если при фиксированной изменение отпускной цены на товар является нарушением закона, то при регулируемой возможности для ведения гибкой ценовой политики остаются. Однако предельные уровни минимума и (или) максимума цен определяются государством. Свободное ценообразование регулирует по большей части так называемая невидимая рука рынка, ведомая законами спроса и предложения. Но посредством фискальной политики или воздействия на ту же структуру спроса через информационные каналы рыночные цены также становятся в некоторой степени зависимыми от политики государства.
Рыночное ценообразование в России: причины, ход и последствия
В 1991 году правительство приступило к рыночным преобразованиям в условиях дефицита товаров, роста неактивной денежной массы на руках у населения и теневой экономики. Сначала задачей ставился постепенный отпуск цен, регулируемый государством. Фиксированные цены были установлены на энергию (кроме промышленных предприятий) и услуги водопровода, предельные - на драгоценные металлы. До 1992 существовали также торговые скидки на потребительские товары.
Розничные цены на большинство товаров и услуг уже в апреле 1991 возросли на 60%. В начале 1992 регионам было разрешено менять предельные розничные цены на молоко и сахар. А уже весной принцип регулируемого ценообразования сохранился только для изделий из спирта, лекарств и детского питания. В результате цены повысились настолько, что в 1993 государству пришлось прибегнуть к регулированию цен на хлеб (вплоть до 1995).
В результате перехода от государственной системы ценообразования, унаследованной от СССР, к свободному рынку в 1992 скачок цен, нерегулируемых ничем кроме воли предпринимателя, достиг нереального уровня - более 2500%. Для сравнения - в Болгарии и Чехословакии в 1991 году этот же показатель достигал примерно 450% и 55% соответственно. За чертой бедности вместо существовавших ранее 33% населения оказались 45%. Обесценивание сбережений и резкое падение уровня жизни стало ценой, которую государство заплатило за преодоление товарного дефицита и переход к рыночной экономике, основанной на принципах конкуренции товаропроизводителей.
Регулирование цен в современной России и зарубежных странах
Большинство экономистов признает невозможность существования рынка без либерального ценообразования. Однако в той или иной мере почти во всех государствах часть цен регулируется. Прежде всего, это относится к стратегически важным ресурсам (сырье, продукция ВПК), реже - к жизненно-необходимым товарам, обеспечивающим качество жизни населения (лекарства, продукты первой необходимости в условиях кризиса).
На практике либерализация цен не лишает государство регулирующих функций в политике ценообразования. Оно разрабатывает правовые нормы, воздействует на производителя через налоговую политику и регулирует спрос через установления уровня заработной платы в бюджетной сфере.
На территории Западной Европы в среднем государствами напрямую регулируется 15-20% цен, в Японии - 20%, в США - 7-10%. В России на федеральном уровне регулируемыми являются цены на нефть, газ, тепло- и электроэнергетику, коммунальные услуги, водку, ликероводочные изделия и лекарственные средства, на региональном - цены на транспорт и некоторые социальные товары. В Украине в феврале 2011 установили максимальную цену на гречку. В Германии фиксированными являются цены на лекарства, а в Афганистане - на бензин.
Тем временем российский «Газпром» добивается либерализации цен на газ, необходимой ввиду того, что разведанные месторождения рентабельной добычи исчерпываются, а для развития новых необходимы средства. Заместитель Министра энергетики РФ С.И. Кудряшов уже поддержал эту инициативу, в своем докладе «Перспективы развития нефтегазового комплекса России», указав на то, что искусственное занижение цен на газ на внутреннем рынке «является одной из форм государственных изъятий».
Ксения Жарчинская