В благодатные (во всяком случае, по внешним показателям) для российской экономики двухтысячные годы казалось, что такое понятие, как «бегство капитала» навсегда осталось в прошлом, в девяностых. Ведь именно последнее десятилетие XX столетия в экономической истории России ознаменовалось беспрецедентным вывозом из страны капитала, полученного предприимчивыми людьми в основном не слишком законными способами. Но мировой финансовый кризис наглядно продемонстрировал: бегство капитала из России - это не только поучительное прошлое, но и не слишком обнадеживающее настоящее.
Бегство капитала: причины и формы
Следует напомнить, что бегством капитала именуют не регулируемый и, следовательно, не контролируемый тем или иным государством процесс вывоза капитала за его пределы, обусловленный стремлением частных и юридических лиц обезопасить свои средства от обесценивания, от высокого налогообложения, от прямой экспроприации или в поисках более выгодных вариантов вложения средств. В общем, чаще всего бегство капитала представляют собой как механический перевод денежных средств из национальной финансовой системы в соответствующие зарубежные системы. Однако в случае с развивающимися странами (в список которых после обретения независимости входит и Россия) бегство капитала это более широкое понятие: так, в него включают также и смену различными предприятиями и коммерческими организациями собственника, с российского на иностранного. Специалисты обозначают ряд основополагающих, носящих системный характер, причин для бегства капитала из России, в частности:
- желание сохранить капитал и приумножить его посредством надежных и прибыльных инвестиций;
- стремление придать легальный характер капиталу, приобретенному в России посредством незаконных или «серых» схем;
- желание сократить свои потери, обусловленные несовершенством российского налогового законодательства и особыми условиями его практического применения (в частности, высокий уровень коррупции), и так далее.
Что касается конкретных методов осуществления вывоза капиталов из России, то их принято разделять на три базовые группы: законные (создание фирм за рубежом с полностью законно оформленным участием в них российского капитала, открытый перевод средств на зарубежные банковские счета); незаконные (финансовые и банковские операции, совершаемые с нарушениями процедуры, которых недостаточно для признания этих действий преступными); преступные (подпадающие под статьи Уголовного кодекса о невозвращении средств из-за границы и о контрабанде).
Современное бегство капитала: вопреки прогнозам
Определенные сложности при оценке масштабов бегства капитала из России вызваны еще и тем, что различные источники используют для обозначения явления разные термины. Наряду с «бегством капитала» используется и понятие «отток капитала», которое по своим внешним признакам идентично «бегству», но имеет принципиальное внутреннее отличие. Если бегство капитала это стремление максимально быстро увести свои деньги из российской экономики, то отток капитала это экономически обоснованное стремление на данном этапе использовать средства за границей, чтобы получить максимальную прибыль. Однако о полном и безвозвратном выводе денег из отечественной финансовой системы речи не идет. Так вот, правительство и близкие к нему экспертные круги стараются убедить общественность в том, что в нынешнем вывозе капиталов за рубеж преобладает именно отток капитала, что деньги обязательно вернутся в экономику и ничего страшного в том, что российские бизнесмены стремятся интегрироваться в глобальную экономическую систему, нет. Соответственно, придерживающиеся более пессимистической точки зрения специалисты настаивают на том, что имеет место именно бегство капитала.
Как бы то ни было, но масштабы утечки средств из России с момента начало мирового финансового кризиса впечатляют: в пик кризиса, в 2008 году, общее бегство капитала привело к показателям в 130 миллиардов «убежавших» долларов. Постепенно, с нормализацией общей финансовой ситуации, поток стал менее масштабным - однако в 2010 году отток капитала за границу составил около 40 миллиардов долларов. Это оказалось примерно в два раза больше тех прогнозов, которое делало правительство. К тому же первый квартал 2011 года преподнес неприятный сюрприз: выяснилось, что темпы бегства капитала увеличились, несмотря на то, что активная фаза мирового кризиса явно осталась позади. За первые три месяца года из страны «сбежал» 21 миллиард долларов, что в полтора раза больше, нежели за аналогичный отрезок 2010 года. Когда же из архивов достаются прогнозы правительства на год, становится совсем тревожно: ведь по его расчетам, самым худшим вариантом должен был стать отток капитала на 15 миллиардов за весь год, а вполне реальным считался приток капитала до 10 миллиардов, при наиболее благоприятных условиях - до 20 миллиардов долларов. Представители правительства продолжают уверять, что общая ситуация изменится, в частности, весомое положительное значение будут иметь высокие цены на нефть, основной экспортный продукт России. Однако независимые эксперты все чаще утверждают, что это не более чем попытка сделать хорошую мину при плохой игре, и никаких реальных оснований для прекращения оттока капитала из российской экономики, а уж тем более для притока капитала, просто нет.
Александр Бабицкий