Получив в 2007 году право проведения зимней Олимпиады, Россия не только выиграла в споре трех держав, получив почет и признание мирового спортивного сообщества, но и взвалила на свои «плечи» груз международных обязательств по организации и проведению олимпийского форума. Сложности качественной подготовки к соревнованиям не ограничиваются лишь колоссальными финансовыми вливаниями, но и влекут за собой множество юридических конфликтов, связанных прямо или косвенно со строительством олимпийских объектов и развитием инфраструктуры. Наверняка, многих собственников земельных участков и застройщиков давно интересуют частные особенности отчуждения земли – Сочи-2014 не за горами.
Добровольно-принудительный порядок
В идеале, отчуждение собственности должно быть сугубо добровольным, то есть охарактеризованным обоюдным желанием сторон. Должно быть, руководствуясь этим постулатом, законодатель определил два способа изъятия земель под государственные нужды: добровольный и судебный. Собственникам участков и недвижимости, оказавшихся в сфере интересов олимпийских государственных корпораций, не стоит обманываться определением «добровольный» в случае использования первого из названных способов – оно означает лишь обоюдное подписание соглашения и ни в коей мере не дает собственнику земли права отказаться от отчуждения.
Практически все процессуальные действия по отчуждению земли для нужд сочинской Олимпиады возложены на Краснодарский край как на субъект федерации, на территории которого проводится спортивный форум. Также правом совершать процессуальные действия наделена сама Российская Федерация в лице федеральных органов исполнительной власти и администрация муниципального образования город-курорт Сочи. Все объекты, необходимые для успешного проведения Олимпийских игр, также разделяются на объекты федерального, краевого и муниципального значения – в зависимости от значимости.
Право принятия решений об изъятии земельного участка под государственные нужды делегировано Краснодарскому краю. Данное решение, безусловно, верно, так как только местные власти могут адекватно определить объем потребности в изъятии и конкретно очертить сферу государственных интересов.
После принятия решения об изъятии земельного участка, ответственные лица в течение 7 дней после подписания списков изъятия, оповещают об этом собственников земель. Параллельно ведутся работы по заключению договора с профессиональным оценщиком стоимости земельных участков и недвижимости на них. Соглашение с оценщиком также должен быть заключено в течение календарной недели после принятия решения об отчуждении.
Во избежание разного рода конфликтных ситуаций, связанных с оценкой реальной стоимости земельных участков и недвижимости на них, государственными органами четко определен список оценщиков, допущенных к работе в рамках проекта строительства олимпийских объектов. Кроме того, в случае несогласия собственника с отчетом «государственного» оценщика, он может произвести оценку собственности в частном порядке за свой счет – эти данные будут учитываться судом.
Оценщику на проведение всех необходимых действий законом выделено 30 дней, в течение которых он обязан представить отчет о стоимости имущества. Одновременно данный отчет отправляется собственнику земельного участка.
После получения отчета оценщика приходит время второго этапа процедуры изъятия земельного участка – составление и подписание соглашения о передаче земли. Как правило, если собственника земельного участка устраивают результаты оценки, данным этапом завершаются взаимоотношения по поводу отчуждения участка и в перспективе у обеих сторон договора остается лишь исполнение соглашения.
В случае возникновения каких-либо конфликтных ситуаций между собственниками имущества и государственными органами, дело об отчуждении земли передается в суд. При использовании судебного порядка изъятия у собственника также не остается права сохранить за собой права на земельные участки, судебному рассмотрению подлежит лишь сумма компенсации. Впрочем, за время реализации положений рассматриваемого закона подобных судебных заседаний было крайне мало.
Как на практике?
Трехлетняя практика использования «олимпийского» закона позволяет сделать некоторые выводы. Главенствующий принцип реализации данного закона бы выражен нынешним премьер-министром России Владимиром Путиным – принцип выгоды. Согласно его заявлению, собственники земли, изъятой для олимпийских нужд, должны получать не только реальное возмещение стоимости убытков на переселение и прочих сопутствующих расходов, но и некоторую компенсацию морального ущерба.
Однако, заявление заявлением, а законодательно данный вопрос до сих пор не урегулирован. Впрочем, владельцы участков также редко остаются в накладе – механизмы оценки далеки от совершенства и многим землевладельце удалось «провернуть» весьма выгодную для себя сделку- доля судебных изъятий крайне мала на фоне общего количества отчужденных участков.
Как бы то ни было, проблемы несколько «однобокого» механизма компенсации остаются, в большей части, на бумаге – в общем и целом процесс отчуждения земель проходит в рамках закона и взаимовыгодного партнерства.
Максим Кузнецов