Сегмент маломерных судов обширен и разнообразен. К ним относятся как байдарки и плоскодонки, так и небольшие моторные лодки, надувные плоты и прочие малогабаритные плавсредства. Также к данному виду принадлежат и катамараны – плавательные средства специфической двухосновной конструкции. Должно быть, классический катамаран представляет себе каждый хоть сколь-нибудь имеющий понятие о мореходстве человек, а вот моторные катамараны до недавних пор оставались некоторой экзотикой.
Когда на море качка
Сам по себе катамаран – это двухосновное плавательное средство, представляющее собой два корпуса, которые соединены между собой так называемым мостом, зачастую являющимся также и палубой. Первые достоверно известные данные об использовании лодок катамаранного типа относятся учеными ко второму тысячелетию до нашей эры. Подобные плавательные средства были широко распространены среди народов Океании: например, именно на катамаранах – естественно, с поправкой на век и исторический период - происходило расселение народов Полинезии.
В настоящее время катамараны и подобные им судна широко используются в туристической сфере, в индустрии развлечений. Большой объем полезной площади позволяет размещать на катамаранах немалое количество людей и оборудования, создавать на основе катамарана плавучие рестораны и гостиницы. Также использованию катамаранов в подобном качестве способствует и пониженный коэффициент качки, характеризуемый особенной конструкцией лодки.
Впрочем, большая площадь катамаранов также служит им и дурную службу. Например, широкая палуба, массивный мост достаточно хрупкие, зачастую не выдерживают запредельных нагрузок, вызываемых разнонаправленным движением корпусов катамарана друг относительно друга. Подобная особенность судов этого вида делает их использование целесообразным большей частью на внутренних маршрутах, во внутренних водах страны.
Индивидуальные судна катамаранного типа пользуются невероятной популярностью в прибрежных рекреационных зонах, зонах отдыха. Также укрепленные катамараны часто используются в качестве лодок служб спасения на водах.
Моторные особенности
Наличие у катамаранов уникальных потребительских свойств, нехарактерных для однопалубных суден, заставило рационализаторов искать пути выхода из ситуации невозможности использования лодок подобной конструкции в открытой воде океанов и морей. Наиболее уязвимым местом катамаранов была и остается зона сопряжения двух корпусов, палуба, «мост».
Данная проблема достаточно долгое время являлась неразрешимой ввиду отсутствия необходимых технологий и материалов. По мере развития науки и совершенствования технологических процессов, подобная особенность катамаранов была в значительной мере преодолена: использование композитных материалов, сверхпрочных металлов, а также передовые конструктивные решения позволили заметно снизить пагубное влияние внешних воздействий на надежность и прочность катамаранной конструкции.
Основной особенностью моторных катамаранов, вытекающей из самого его наименования, является наличие у подобных плавсредств бензиновой или же дизельной силовой установки, приводящей всю массу двухкорпусной лодки в движение. Как правило, размер и мощность подобных установок зависит исключительно от массы и размаха катамарана, на лодках средних и больших размеров подобные двигатели обычно статичны, конструктивно встроены в саму лодку, являются ее неотъемлемой составной частью.
Преимущество моторных катамаранов перед обычными лодками и парусными собратьями очевидны: приведение в движение от независимого источника энергии позволяет использовать катамаран в одиночку и в условиях мертвого штиля, повышает его надежность. Впрочем, сразу же вскрываются и отрицательные моменты: моторные катамараны заметно дороже парусных, требуют постоянных затрат на содержание и трат на расходные материалы.
Как бы то ни было, рынок моторных катамаранов в настоящее время стремительно развивается. Многие состоятельные граждане приобретают плавсредства подобного типа в качестве дополнения к уже имеющейся яхте.
Максим Кузнецов