Словосочетание «индекс Доу-Джонса» уже настолько укоренилось в нашей повседневной жизни и в сознании любого человека, имеющего доступ к средствам массовой информации, что стало уже неким фразеологизмом, обозначающим некий показатель деловой активности американской и мировой экономики, от которого зависит очень многое. Так что же это за индекс Доу-Джонса, показатели которого могут как потрясти глобальную финансовую систему до основания, либо дать основу для позитивного экономического развития в мировом масштабе?
Индексом Доу-Джонса чаще всего называют один из биржевых индексов, созданных в сове время Чарльзом Доу. Когда мы слышим «Доу-Джонс», в 9 случаях из 10 речь идёт о так называемого промышленном индексе, рассчитываемом исходя из стоимости акций тридцати крупнейших компаний Америки (среди которых присутствуют не только промышленные гиганты). В настоящее время индекс рассчитывается в качестве среднего показателя стоимости акций с помощью «масштабируемого среднего» - сумма цен делится на делитель, который изменяется всякий раз, когда входящие в индекс акции подвергаются дроблению или объединению. Таким образом, индекс Доу-Джонса чрезвычайно важен для всего мирового экономического сообщества, так как является катализатором деловой активности самой мощной экономики, американской, и выявляет реакцию её участников на те или иные важные события экономического, политического или военного характера.
Первые попытки создания подобного биржевого индекса предпринимались ещё в 1884 году, однако настоящий индекс До-Джонса был впервые опубликован 26 мая 1896 года и включал в себя показатели цен на акции 12 промышленных фирм, из которых до биржевой современности дожила лишь знаменитая General Electric. Особое развитие индекс получил на фоне бурного устойчивого экономического развития американской экономики в 1920-е годы, именно в 1928 году количество компаний, стоимость акций которых принималась в расчёт, было доведено до трёх десятков.
По состоянию на середину 2009 года число «учётных» компаний для промышленного индекса Доу-Джонса оставалось прежним и равнялось 30. Из наиболее известных в мировом масштабе фирм в это число входят такие гиганты, как локомотивы компьютерной индустрии Microsoft, Hewlett-Packard и IBM; крупнейшие банковские группы American Express, Bank of America, нефтегазовые компании Chevron и Exxon Mobil, а также Coca-Cola, McDonald ’s и Walt Disney.
Однако система индексов Доу-Джонса это не только промышленная составляющая, в неё входят и три других индекса:
- транспортный индекс (DJTA) – характеризует колебания котировок акций двадцати крупных транспортных компаний;
- коммунальный индекс (DJUA)- даёт информацию о деловом состоянии 15 американских компаний, предоставляющих услуги по снабжению газом и электричеством;
- составной индекс (DJCA) – рассчитывается на основе данных всех индексов Доу-Джонса, промышленного, транспортного и коммунального, что в общей сложности освещает цены на акции 65 компаний.
Главным достоинством индекса Доу-Джонса является то, что он является стабильным – не в том плане, что его показатели практически не меняются (Доу-Джонс знавал дни, когда в течение одного дня «падал» на 20 % своей стоимости), а в том смысле, что насчитывает уже более ста лет и за это время доказал свою информативность. Однако его состояние на текущий момент вызывает у экспертов всё большие нарекания. Дело в том, что критике подвергаются и система расчёта индекса (в которой не все признают целесообразность присутствия поправочного коэффициента), и тот факт, что в данном индексе не учитывается базовая стоимость акций, основное внимание на средней текущей цене. Но главная претензия заключается в том, что по мере роста американской и мировой экономики индекс Доу-Джонса во всё меньшей степени отражает реальное положение вещей, при этом создавая психологические барьеры для делового сообщества. Несмотря на то, что в индексе учитываются показатели крупнейших компаний США, в Америке насчитывается боле десяти тысяч фирм, показатели которых фактически игнорируются биржевой статистикой и не принимаются в расчёт мировыми деловыми кругами. Во многих случаях это даёт неверную картину развития событий, что могло быть не замечено в период экономической стабильности, но в условиях кризиса является негативным фактором, способным затормозить процесс стабилизации.
Александр Бабицкий