Что такое стрит-ритейл?

стрит-ритейлТермин «стрит-ритейл» вошел в тезаурус экономических обзоров примерно с 2007 года, когда возникла необходимость как-то обозначать формат торговли, отличный от торговых центров и супермаркетов. «Стрит-ритейл» буквально переводится с английского как «уличная торговля». Иначе говоря, под данным форматом подразумеваются известные всем небольшие магазины и офисные помещения, расположенные на первых этажах зданий.

Улицы городских центров и спальных районов образуют так называемые торговые коридоры. В Москве, к примеру, самыми насыщенными  торговыми коридорами являются Тверская, Арбат, Кутузовский проспект, Третьяковский проезд и Столешников переулок. Сюда же можно отнести Ленинградский проспект и проспект Мира.

Особым спросом помещения формата стрит-ритейл пользуются у операторов сегмента «одежда-обувь», банков и предприятий общепита. Они оставались объектами пристального интереса со стороны потенциальных арендаторов даже на пике мирового экономического кризиса. Сегмент стрит-ритейла оказался особенно привлекательным для инвестиций. По словам Дениса Колокольникова, генерального директора Russian Research Group, объекты, расположенные в топовых местах, рассматриваются как новые возможности, поястрит-ритейлвившиеся благодаря кризису.

Проспекты, набережные и другие

Центральные улицы любого города – благоприятная среда для элитного стрит-ритейла. На них располагаются дорогие бутики и магазины класса «средний плюс», предлагающие одежду, эксклюзивную косметику и парфюмерию, предметы интерьера, компьютерную технику, а также салоны мобильной связи. В формат элитного стрит-ритейла вписываются и рестораны высокого класса.

В спальных районах концепция инфраструктуры становится гораздо демократичнее, здесь самыми распространенными объектами торговли являются товары и услуги повседневного спроса. Набор ритейла остается таким же, как и в элитном сегменте, с той лишь разницей, что представлен более дешевыми марками. С точки зрения коммерческой целесообразности, «спальный» стрит-ритейл гораздо рентабельнее аналогичных объектов в историческом и деловом центре города, поскольку там невысоки арендные ставки. Спальные районы, как правило, интенсивно застраиваются, и ритейлер без труда может подобрать подходящее помещение еще на стадии строительства. В этом случае он ко всему прочему избавится от необходимости впоследствии перестраивать офис или магазин «под себя».

А вот набережные, снискавшие в Европе репутацию лучших магистралей для развития торговли, в России, как ни странно, пока в качестве площадок для стрит-ритейла не слишком ценятся. Западные ритейлеры строят вдоль набережных магазинчики и молы, ориентированные и на местных жителей, и на туристов. В Москве же, по оценке экспертов компании «Миэль-Недвижимость», функции набережных явно заужены: там дислоцируются преимущественно гостиницы и офисы различных компаний.

Тенденции развития

street_ritale2.jpgСпециалисты по коммерческой недвижимости утверждают, что в 2009 году стоимость аренды площадей в секторе стрит-ритейл в среднем снизилась на 10-25% по сравнению с показателями докризисного периода. Но по-прежнему самыми востребованными остаются негабаритные площади (до пятидесяти квадратных метров) на проходных улицах. Ведь концепция многих торговых марок строится на наличии собственного бутика. Даже если брэнды начинают с аренды помещений в крупных ТЦ, постепенно они подыскивают себе отдельные «апартаменты».

В 2010 году прогнозируется освоение красной линии формата стрит-ритейл так называемыми якорными арендаторами, которые будут готовы занимать элитные помещения на главных улицах городов в течение длительного времени. Отсюда вытекает и вероятность повышения арендных ставок – как минимум, на 10 % по сравнению с существующими.

Совладелец компании «Сота» Илья Мариничев утверждает, что на докризисный уровень вернулась и окупаемость недвижимости формата стрит-ритейл через арендные платежи. Она составляет не более восьми лет.

Еще одной новой тенденцией в российском стрит-ритейле можно назвать формирование сегмента Out of Town, рассчитанного на жителей пригородных котеджных поселков с высокими доходами.

Светлана Усанкова