Крайне небольшое число стран улучшило свои экономические перспективы настолько же быстро, насколько это сделала Индия за последние два десятилетия. Большинство долгосрочных экономических прогнозов, публикуемых самыми авторитетными экономическими институтами и специалистами, рассматривает Индию как крупную и растущую силу в мировой экономике. Учитывая быстрый рост населения в Индии, на 2008 год составлявшего свыше миллиарда, трудно предположить, что ситуация могла бы быть иной.
Как бы то ни было, не так давно ситуация в Индии была совершенно противоположной. Согласно Brookings Institution, в начале девяностых годов Индия была фактически изолирована от мировых рынков: не только подъемы и падения мировой экономики значили для Индии немногое, но и изменения в экономике самой страны никак не сказывались на мировой экономике. Сегодня в это трудно поверить, однако в 1991 году суммарный объем иностранных инвестиций в Индии не превышал скромных 100 миллионов долларов. Для сравнения, в 2006-2007 годах объем зарубежных инвестиций достигал уже 19 миллиардов долларов. Более того, по данным Business Standard, ежегодный прирост в период с 2004 по 2009 год составил 9%. Из абсолютно незначительной на мировом рынке два десятилетия назад страны Индия постепенно превращается в одного из ключевых игроков мировой экономики.
Новые возможности
Словосочетание «экономические перспективы» часто употребляется в экономических дискуссиях, однако в Индии смысл его всегда оставался расплывчатым. Из поколения в поколение возможности, открытые для граждан страны, определялись жесткой социальной системой каст и местом человека в ней, определявшимся с рождения. Специалисты Калифорнийского университета в Санта-Барбаре описывают систему каст, насчитывающую порядка трех тысячелетий, как «губительную практику, ущемляющую интересы почти четвертую часть населения страны, превышающего миллиард человек». Вполне естественно, что такая система не позволяла развития благосостояния или предпринимательства до тех пор, пока не начала слабеть. К счастью, как отмечает BBC, «сегодня кастовые барьеры в крупнейших городах Индии практически рухнули». С экономической точки зрения результат стал настоящим преображением Индии. Так, например, еще в 2004 году издание USA Today опубликовало интервью с Суманом Анандом, уроженцем Индии, вернувшимся на родину после трехлетнего отсутствия. На вопрос о своих друзьях Ананд ответил: «Все они разговаривали о возможностях в Индии, а не о том, как найти работу в США. Сегодня никто не хочет уезжать из Индии».
Во многом благодаря рыночным реформам и ослаблению кастовой системы экономика Индии превратилась в сервисную. Индийские разработчики программного обеспечения сотрудничают с такими крупными корпорациями, как Accenture и IBM, аутсорсинговые профессионалы занимаются финансовой аналитикой деятельности крупнейших компаний с Уолл-стрит, а индийские производители медицинских препаратов, ранее не раз обвинявшиеся в копировании патентов американских и европейских компаний, сегодня сотрудничают с теми, кто ранее обвинял их в нарушении патентов. Фактически Индия стала страной, где талантливые, образованные и амбициозные люди могут добиться внушительных профессиональных успехов.
Правительственные инициативы
Значительная часть долгосрочных экономических проблем Индии была вызвана политикой правительства, стремившегося построить полагающуюся только на собственные ресурсы экономику. Согласно USA Today, еще в 1947 году, когда Индия стала независимым государством, первое правительство страны взяло курс на «самообеспечение», отказавшись от зарубежных инвестиций и импорта и играя роль обструкциониста в любых переговорах относительно международного экономического сотрудничества. К несчастью, в попытке построить самодостаточную экономику правительство Индии низвело страну до положения экономической беспомощности и нищеты. Любые изменения к лучшему на общем фоне оставались практически незаметными вплоть до 1991 года, когда стремительно растущие цены на нефть нарушили и без того хрупкое равновесие платежного баланса.
Платежный кризис заставил правительство Индии отказаться от прежнего курса и начать поддерживать предпринимательство, торговлю и производство в стране. Одной из наиболее важных мер стало снижение тарифов на импорт, в начале девяностых годов достигавших 87%-113%. Сегодня таможенные пошлины на импортируемые товары составляют менее 20%. Еще одним крупным препятствием на пути к развитию предпринимательства в Индии был обмен валют, из-за которого работа в стране зарубежных профессионалов была попросту невыгодной. После выравнивания курса валют зарубежные специалисты начали рассматривать Индию как выгодное место работы – во многом именно благодаря им страна переживает сегодня настоящую IT-революцию.
Еще одной важной правительственной инициативой в развитии бизнеса в Индии стал отказ от всевозможных препятствий и барьеров на пути зарубежных корпораций. Так, например, в 1988 году американская компания Texas Instruments, открывая подразделение в Индии, столкнулась с абсолютно нелепыми требованиями со стороны местных властей. Дошло до того, что индийское Министерство коммуникаций отказалось выдать Texas Instruments разрешение на установку собственной спутниковой тарелки вплоть до тех пор, пока компания не разрешит находиться в центре спутниковой передачи данных Texas Instruments представителю правительства страны. К счастью, в течение последнего десятилетия правительство Индии отказалось от подобных требований к иностранным компаниям, а стоимость передачи данных постепенно снизилась благодаря развертыванию оптоволоконных сетей.
Отказ от бюрократизации
В рейтинге Legatum Prosperity Index, оценивающем экономическую конкурентоспособность стран, Индия в 2009 году заняла достойное место благодаря максимально упрощенной процедуре начала нового бизнеса. Для открытия собственного бизнеса в Индии предусмотрено всего одиннадцать формальных процедур. Более того, сегодня частные предприниматели могут осуществлять практически любую деятельность – за исключением строительства железных дорог, атомных электростанций и открытия университетов. Гибкость современной экономической политики Индии привела к стремительному росту бизнеса и появлению в стране транснациональных корпораций. Сегодня в одном только Бангалоре функционируют отделения свыше 500 крупных зарубежных компаний.
Одним из ключевых источников дохода экономики страны стала IT-индустрия, оценивающаяся профессионалами приблизительно в 28 миллиардов долларов. Кроме того, специалисты отмечают быстрый рост рынка телекоммуникаций – ежемесячный доход от новых подписок на телекоммуникационные сервисы составляет 1,6 миллиона долларов. Согласно данным NextBillion, в 2008 году база подписчиков на разнообразные мобильные сервисы Индии составила 350 миллионов человек – таким образом, мобильная сеть в Индии стала второй по величине в мире после Китая, сместив со второго места США.
Также Индия считается мировым лидером в аутсорсинге – прибыль от аутсорсинговых операций в 2007 году превысила 25 миллиардов долларов, а к концу 2010 года, как ожидается, вырастет до 60 миллиардов долларов.
Экономические возможности Индии: будущее
Хотя появление на индийском рынке таких крупных компаний, как Hewlett-Packard, Dell, IBM и Accenture, безусловно, можно считать воодушевляющим, фактически самым воодушевляющим является текущий тренд либерализации в экономике Индии. В 1991 году торговля товарами и услугами в пропорции к ВВП Индии составляла всего 16%, а к 2007 году этот показатель, согласно данным Brookings Institution, вырос до 49%. Кроме того, за четырехлетний период с 2003-04 по 2006-07 годы ежегодный прирост экономики Индии в реальных долларах составил внушительные 13%.
Как отмечают аналитики Brookings Institution, при условии сохранения современных темпов роста всего через два десятилетия экономика Индии вырастет до 2/5 экономики США.
Крупнейшие транснациональные компании вносят значительный вклад в стремительное развитие экономики Индии: так, например, в 2007 году телекоммуникационный гигант Cisco Systems объявил о строительстве в Бангалоре нового завода, обеспечивающего рабочими местами 6 тысяч человек. Объем инвестиций Cisco Systems в Индии достигает 1,1 миллиарда долларов.