Bombardier Aerospace - авиастроительное направление корпорации Bombardier, имеющее за плечами более чем 250-летнюю историю. И никакого противоречия с официальной статистикой, утверждающей, что авиации всего от роду 105 лет, в этом нет. Просто пиарщики компании суммировали годы деятельности подразделений, составляющих Bombardier Aerospace - вот и получилась цифра в четверть тысячелетия. Что же до возраста Bombardier Aerospace, как самостоятельной структурной единицы, то он насчитывает каких-то 10 лет. Точнее не так. 10 лет, но каких!..
В 1942 году канадец Жозеф-Арман Бомбардье (энтузиаст от механики) основал компанию по изготовлению снегоходов, которую и назвал своим именем. Он верил, что для заснеженной Канады данный вид транспорта будет крайне необходим и востребован. Его догадка подтвердилась. Во время Второй Мировой Bombardier становится поставщиком канадской армии, нуждающейся в тракторах и снегомобилях. Уже в мирное время он целиком и полностью концентрируется на реализации своей идеи и выпускает на рынок востребованные продукты. В 1964 году Жозеф-Арман умирает, а руководство процветающей компании переходит к его зятю Лорану Бодуэну.
Начиная с 70-х годов ХХ века, Bombardier активно осваивает новые рынки. Компания покупает новые производства и начинает выпуск двигателей под собственной маркой, а затем - и железнодорожного транспорта. Однако движения по земле честолюбивым канадцам показалось мало. Они решили покорить и воздух.
Все началось с покупки авиапроизводителя Canadair. Недолго думая, новое руководство кардинально поменяло политику предприятия. Стратегической задачей стал выпуск реактивных самолетов серии CRJ, предназначенных для региональных перелетов. Это была неосвоенная ниша, в которой корпорация Bombardier удачно обосновалась и прекрасно себя чувствовала. Начав с 50-местных самолетов, канадцы скоро поняли, что выгоднее производить гораздо более вместительные машины, ведь спрос на них оказался очень существенным. Достаточно сказать, что первая 1000 самолетов серии CRJ была продана всего за 11 лет, считая со дня первой поставки.
В 1990 году к авиастроительному подразделению Bombardier была присоединена американская компания Learjet, которая пополнила модельный ряд производителя одноименной маркой востребованных бизнес-джетов. Чуть позже канадцы прикупили в «родном» Торонто авиаверфь De Havilland, со стапелей которой сходили турбовинтовые двухмоторные самолеты для транспортных и пассажирских перевозок. Последним приобретением Bombardier стала британская Short Brothers, расположенная в североирландском Белфасте. Теперь уже канадцы могли замахнуться не только на региональные перелеты, но освоить и трансокеанские маршруты - для этих целей была разработана серия Global.
В 1999 году единая прежде корпорация Bombardier разделилась на 4 группы: Bombardier Recreational Products, Bombardier Capital, Bombardier Transportation и Bombardier Aerospace. И последняя, видимо, решила бросить вызов бессменным лидерам авиастроения - компаниям Boeing и Airbus.
Активная экспансия и постоянное обновление модельного ряда вывели канадскую компанию на чистое третье место в мире. Но соперничать с Boeing и Airbus, ориентированных прежде всего на выпуск дальнемагистральных самолетов, с прежней стратегией производства было нереально. Тогда в Bombardier Aerospace пригласили бывшего топ-менеджера Boeing Гарри Р. Скотта, который стал руководителем новой разработки - программы строительства пассажирских лайнеров вместимостью 110-135 человек. В 2004 году работа над новой линейкой, названной CSeries, началась.
Строительство CSeries стало крупнейшей программой в истории Bombardier. Отряжены лучшие силы, задействованы самые авторитетные специалисты. Комплектующие изготавливают на заводах в Белфасте и канадском Сен-Лорене, а окончательная сборка будет происходить на корпоративной верфи в Мирабели. Отличительными признаками CSeries станут комфорт, экологичность и экономичность. За последние показатели отвечает новый двигатель Pratt & Whitney Geared Turbofan. Первые самолеты будут поставлены в 2013 году.
Алексей Чернов