Как известно, капиталистическая система держится на нескольких китах, одним из которых является конкуренция. Конкурируют между собой производители товаров, стремясь выставить на рынок максимально привлекательный товар. Конкурируют между собой покупатели, желая найти и купить подешевле как можно лучший товар. Конкурируют между собой представители сферы услуг (гостиничный, ресторанный, туристический, банковский и другие «бизнесы»), ломая голову над тем, как сделать так, чтобы клиент из массы очень похожих предложений выбрал именно их предложение. Всё это так, но только очень редко в современном мире конкуренция происходит в прямом бою, с открытым забралом и с копьём наперевес.
В основном ведутся пространные разговоры о сегментах рынка, о различиях в процентном соотношении потраченных и заработанных денег, о количестве проданных товаров и услуг. Но нам, жителям XXI века, повезло - мы имеем возможность наблюдать настоящий поединок авиапромышленных гигантов, схватку европейского концерна Airbus и американской компании Boeing.
Для начала вкратце представим противоборствующие стороны. Итак, европейский концерн Airbus специализируется на строительстве самолётов, причём из его ангаров выезжают на взлётно-посадочную полосу и пассажирские, и грузовые, и военно-транспортные самолёты. Единственным акционером Airbus с декабря 2006 года является EADS (Европейский аэрокосмический и оборонный концерн), так что можно не слишком покривить душой, сказав, что эта компания является государственным проектом (в том смысле, в каком ЕС можно считать государством). Количество рабочих и сотрудников Airbus насчитывает не менее 50 тысяч человек, производства размещены в Германии, Франции, Великобритании и Испании. По данным за 2006 год выручка компании составила 26 миллиардов евро (было поставлено заказчикам 434 машины), в 2007 году обрели своих хозяев 457 самолётов.
При этом Airbus является лишь вторым авиапроизводителем в мире, первую строчку занимает американский концерн Boeing, основанный в 1916 году и заложивший базу мирового лидерства в своей области благодаря правительственным военным заказам во время Второй Мировой войны. Boeing также не ограничивается лишь одним направлением, он работает и для военного, и для гражданского авиарынка. К тому же традиционной сферой деятельности компании является авиакосмические разработки. Предприятия концерна расположены в более чем 60 странах мира и на них трудятся примерно 162 тысячи человек. Производственно-финансовые показатели Boeing за 2007 год таковы: известно, что заказчики получили 441 самолёт, благодаря чему компания заработала почти 61 миллиард долларов.
Нет ничего удивительного, что два самых мощных авиастроительных концерна конкурируют друг с другом едва ли не в каждом классе самолётов. Например, среди самолётов средней вместимости для авиалиний ещё с конца 1980-х, когда Airbus только становился на ноги, идёт борьба между «боинговским» В-737 и «аэробусным» А320, которые за прошедшие годы получили несколько модификаций. Сначала впереди закономерно держался традиционный лидер и на тот момент фактический монополист Boeing, но начиная с 2002 года Airbus продаёт неизменно больше самолётов данного класса, чем конкурент. Нешуточная борьба между «воздушными гигантами» идёт и за сегмент рынка, где востребован самолёт большой вместимости для полётов средней и дальней протяжённости. Тут на арену выступают В-747 и А380. И здесь в последние годы чаша весов медленно, но очевидно склоняется в пользу общеевропейского авиапроизводителя: за счёт заказов азиатских авиакомпаний, которым за долгие годы надоело безоговорочное главенство диктовавшего им условия американского концерна, Airbus значительно вырвался вперёд, тогда как Boeing производит не более 10 подобных самолётов в год.
Но американцы не были бы американцами, если бы не сделали всё, чтобы вернуть свои былые позиции. Теперь основная ставка в борьбе между Boeing и Airbus делается на сверхсовременный пассажирский лайнер последнего поколения средней вместимости для дальних рейсов. Конкуренты уже вовсю разрабатывают «оружие» для нового поединка - американской «рапирой» станет В787, европейской «шпагой» призван быть А350. Обе крылатые машины должны стать инженерным прорывом в авиастроении - предполагается, что самолёты будут легче всех своих аналогов, обладать большей скоростью, потребуют более низких по сравнению с предшественниками затрат на эксплуатацию и по итогам комплекса всех факторов (в том числе вместимость пассажиров) станут наиболее выгодными пассажирскими самолётами в истории. Обе компании ведут разработку своего полусекретного оружия уже несколько лет, однако по причине возникающих объективных и субъективных сложностей самолёты существуют пока на стадии технической разработки - так, пока не существует законченной концепции дизайна лайнеров. Согласно заявленным планам, Boeing на данный момент опережает Airbus - первый опытный полёт В787 запланирован на 2009 год, тогда как А350 должен впервые подняться в воздух в 2012. Однако у американцев наблюдается постоянное изменение сроков: первоначально В787 должен был взлететь ещё в 2007-ом, так что вполне возможно, что два суперлайнера взлетят примерно в одно и то же время.
Александр Бабицкий