Кто не слышал о Боинге? Ну, наверное, слепо-глухо-немые от рождения, и то нельзя утверждать со стопроцентной уверенностью. Боинг долгие годы был для других стран символом американской роскоши и надежности. Авиалайнеры Boeing считались самыми комфортабельными, самыми роскошными, в общем - самыми-самыми. Недаром еще в 1928 году самолет, выпущенный компанией Boeing, «Модель 80», рассчитанный на 12 пассажиров, называли «воздушным пульманом» - по аналогии с самыми роскошными железнодорожными вагонами. Кстати сказать, за наличие стюардесс на пассажирских линиях мы тоже должны благодарить Boeing - именно создателю компании, Уильяму Боингу, пришло в голову, что симпатичные девушки, обслуживающие пассажиров, привлекут больше желающих воспользоваться воздушным транспортом.
Наибольшую известность среди всей продукции Boeing получил самолет Боинг - узкофюзеляжный среднемагистральный пассажирский самолет, который с 60-х годов прошлого века (а если точнее - с 1963 года, когда был совершен первый полет) целых два десятилетия являлся одним из самых популярных авиалайнеров мира.
Но назвать Boeing компанией, которая строит самолеты, все равно что назвать Microsoft компанией, которая производит текстовые редакторы. Boeing - это авиакосмическая корпорация, которая, к тому же, является ведущей в мире, ну а параллельно она занимается старым бизнесом, который основал еще Уильям Боинг - производит пассажирские самолеты (в этой области корпорация является крупнейшим производителем). Среди продукции Boeing - военные вертолеты, электронные и оборонные системы, ракеты, спутники, современные информационные системы и средства связи. Противоракетная оборона - это тоже епархия Boeing, корпорация лидирует и в этой области, а также в области пилотируемых космических полетов и услуг по запуску космических аппаратов. Также предоставляются услуги поддержки и послепродажного обслуживания авиатехники.
История самолетов Boeing началась 15 июня 1916 года, когда состоялся первый полет гидросамолета B&W - его построили Уильям Боинг и Джордж Конрад Вестервельт. Уильям Боинг не только создал корпорацию, которая весьма успешно заполняла рынок США самолетами, но и сделал ее монополией. Именно он ввел девиз, которым до сих пор пользуются специалисты Boeing - «Нет ничего невозможного!».
В 1934 году, когда авиация перестала быть авантюрой, а стала упорядоченной бизнес-деятельностью, Уильям Боинг, соскучившись, продал свою долю в корпорации и занялся разведением лошадей. А корпорация пошла дальше.
Во время второй мировой войны Boeing строил бомбардировщики, особую известность приобрели В-17, которые назывались Летающими крепостями. Сбить их было чрезвычайно тяжело.
После того, как война окончилась, Boeing вновь переквалифицировался на мирное производство, но только частично. Сейчас в структуре корпорации имеется два крупных подразделения: Boeing Commercial Airplanes, занимающееся строительством гражданских самолётов и Integrated Defense Systems, осуществляющее космические и военные программы. С 2001 года работает и Boeing International, которая контролирует работу компании в 70 странах мира, кроме рынка США.
Несмотря на то, что мир встряхивает финансово-экономический кризис, Boeing довольно неплохо себя чувствует. На их самолеты по-прежнему есть спрос. Производство самолетов отнюдь не снижается, а даже напротив - потихоньку растет. Разрабатываются и выпускаются новые модели и марки самолетов.
Сейчас Boeing заинтересован в выпуске экономичных самолетов, то есть, таких, которые экономили бы топливо. Так Боинг-787 (идущий на смену 767-му) по анонсу производителей потребляет на 20% меньше топлива по сравнению с аналогами, количество вредных выбросов - тоже ниже на 20%, затраты в расчете на пассажиромилю ниже на 10. Первый полет этого самолета еще не состоялся, но его ожидают вот-вот, чуть ли не на днях.
Похоже, что в не слишком далеком будущем Boeing выпустит самолет, который можно будет называть одновременно и экономичным, и комфортным, а также от него можно ожидать экологичности и удивительной дешевизне в обслуживании.
София ВАРГАН