Экранопланы: НЛО строились в Нижнем Новгороде

экранопланыВ начале 60-х годов прошлого столетия, когда в мире появились первые спутники-разведчики оптического диапазона, причиной панического переполоха в Пентагоне послужили фотоснимки, на которых были зафиксированы перемещающиеся прямо над поверхностью Каспийского моря на огромной скорости неопознанные объекты странной формы. При любви американцев к броским названиям, объекты немедленно получили прозвище «каспийские монстры». Ажиотаж коснулся и ЦРУ – необходимо было раздобыть информацию о странных «НЛО».

Спустя несколько лет в ЦРУ узнали, что же такое были «каспийские монстры» - когда были проведены официальные и крупномасштабные испытания тяжелых ракетоносных кораблей, которые умели носиться с огромной скоростью над морскими волнами.

экранопланыВ военных ведомствах США запаниковали. Были развернуты различные программы модернизации ядерных сил, средств доставки ядерных зарядов и так далее. Однако, даже скудные тактико-технические данные, которыми располагало американское военное руководство, позволяло сделать вывод о практически абсолютной неуязвимости ракетоносцев типа «каспийских монстров» для систем вооружения НАТО тех времен.

«Каспийские монстры», столь встревожившие военных США, являлись экранопланами. То есть, летательными аппаратами, которые перемещаются в основном режиме полета в непосредственной близости от поверхности (будь то вода или ровная местность – к примеру, пустыня), используя экранный эффект.

Дело в том, что профиль любого крыла любого летательного аппарата создает область высокого давления под крылом и область низкого давления над крылом. Собственно говоря, это и есть источник подъемной силы. Наличие же отражающей поверхности под нижней частью крыла многократно усиливает аэродинамическое качество, и подъемная сила возрастает на 20-30%. И на столько же можно уменьшить площадь крыла. То есть, у большого «дракона» могут быть маленькие крылышки, и он, тем не менее, прекрасно будет чувствовать себя в воздушной стихии. А уменьшение площади крыла снижает аэродинамическое сопротивление, и скорости летательных аппаратов, которые используют экранный эффект, значительно возрастают.

Строительством экранопланов, «каспийских монстров», занимался выдающийся конструктор, руководитель ЦКБ по судам на подводных крыльях Ростислав Алексеев. Было построено два типа экранопланов – «Орленок» и «Лунь». «Орлята» предназначались для проведения десантных операций на театре военных действий. Вес аппарата составлял 120 тонн, расчетная грузоподъемность – до 20 тонн, длина корпуса – 58 м, а скорость движения – до 350 км/ч. «Лунь» имел грузоподъемность 380 тонн, длину корпуса 72 м, а скорость полета составляла более 500 км/ч. Эти экранопланы предназначались для борьбы с авианосными соединениями, а также для проведения десантных и спасательных операций. «Лунь», кроме всего прочего, нес шесть пусковых установок сверхзвуковых противокорабельных ракет и мог поднять над волной до шести рот морской пехоты с бронетехникой. При необходимости «Лунь» мог поднять госпиталь на полторы тысячи человек.

экранопланыОгромным достоинством экранопланов было то, что их практически невозможно было заметить с помощью радиолокационных средств обнаружения: отражающая поверхность воды, над которой перемещались аппараты, мешала этому. Плюс, конечно, еще и высокая скорость движения экраноплана. Кроме того, экранопланы не нуждались в оборудованной взлетно-посадочной полосе или причале. Любая относительно ровная поверхность – песчаная отмель, лед – и экраноплан уже имеет посадочную площадку.

Паника военных США продолжалась вплоть до 90-х годов ХХ столетия. Затем гриф секретности с разработок экранопланов был снят, и американцы были допущены в КБ Алексеева, в его святая святых – не просто к экранопланам, но к технической и конструкторской документации на летательные аппараты. Кстати сказать, к тому времени самого Ростислава Алексеева уже не было в живых – он умер 9 февраля 1980 года.

Американцы, предложив совместный проект, связанный с экранопланами, отсняли все, что смогли отснять, обмерили все, что смогли обмерить, а затем испарились в собственные КБ. Совершенствовать российские экранопланы они, похоже, и не собирались.

Существует версия, что отказ американцев от совместного проекта связан с тем, что «Орленок» при пробном полете упал, а неопытный экипаж (по чьей вине, собственно говоря, и произошла катастрофа) погиб.

Однако, идея экранопланов в России еще жива. В Нижнем Новгороде на судостроительном заводе «Волга» все еще строят экранопланы и разрабатывают огромные аппараты-амфибии – фактически, экранопланы нового поколения.

Экранопланы пригодны отнюдь не только для военных целей. С их помощью можно осуществлять крайне дешевые пассажиро- и грузоперевозки – они будут несколько дороже, чем морскими контейнерами, но значительно дешевле авиаперелетов. Перед морским путем у экранопланов есть огромное преимущество – скорость перемещения, а перед традиционной авиатехникой – стоимость перелета. Также следует помнить, что экранопланы не нуждаются ни в оборудованной взлетной полосе, ни в специализированной посадочной площадке, глубоководных портах и так далее.

С большой долей вероятности можно утверждать, что экранопланы являются транспортом будущего. Недаром уже с начала ХХ столетия все фантасты, описывающие будущее, включали в описание летающие автомобили-амфибии.

София ВАРГАН