Рынок мировых вооружений имеет свою специфику, здесь общие рыночные законы действуют, но особым образом. Здесь тоже есть конкуренция, и она играет решающую роль с точки зрения оптимизации деловой составляющей. Однако с позиций непосредственно разработки и производства вооружений и сложных технических средств куда полезнее существование крупных и хорошо зарекомендовавших себя компаний, которые и обеспечивают появление техники нового уровня. Американская компания Sikorsky Aircraft, занимающаяся созданием авиатехники различного назначения, как раз и относится к числу таких крупных игроков данного рынка.
Игорь Сикорский: где родился, там не пригодился
Игорь Иванович Сикорский родился 25 мая 1889 года в Киеве, в семье выдающегося психиатра Ивана Алексеевича Сикорского и его супруги Зинаиды, также по образованию медика, но не работавшей. Она должна была заботиться о семье, благо семья была большая, Игорь стал пятым ребенком. С раннего детства мальчик интересовался воздухоплаванием и возможностью осуществления пилотируемых полетов. Во многом этот интерес был обусловлен широким кругозором и образованием - Игорь довольно рано увидел в эскизах механизмов Леонардо да Винчи прообраз современного вертолета, изготовил подобную деревянную модель, которая успешно поднималась в воздух, и загорелся идеей сконструировать подобный аппарат.
С 1903 по 1906 годы Сикорский обучался в Петербургском морском училище, но со временем понял, что карьера офицера флота - это не его стезя, вернулся в Киев, где поступил в Политехнический институт. В 1908-1909 годах он путешествовал по Европе, в частности, по Франции, где как раз набирала обороты мода на аэропланы. Вернувшись на родину, он с финансовой помощью сестры начал самостоятельно конструировать вертолетные аппараты, однако механизмы, которые могли самостоятельно отрываться от земли, с пилотом взлетать никак не хотели. Поэтому Сикорский, осознавая ограниченность своих средств и опыта, решил пока сосредоточиться на конструировании аэропланов.
С 1912 по 1917 годы он создал несколько типов самолетов для русской армии, в том числе такие известные, как «Русский витязь» и «Илья Муромец», положив начало многомоторной авиации и внеся, в частности, такие инженерные новшества, как полностью закрытая кабина пилота и пассажира. В марте 1918 года, в условиях гражданской войны и промышленной разрухи, понимая невозможность в ближайшем будущем заниматься любимым делом, а также осознавая опасность ареста большевиками как классово чуждого элемента, Игорь Сикорский перебрался сначала в Англию, а затем в США.
Sikorsky Aircraft: все выше, и выше, и выше…
Несколько лет ему приходилось весьма нелегко, на жизнь он был вынужден зарабатывать в качестве школьного учителя математики, а также приглашенного лектора. Наконец, в 1923 году, объединившись с несколькими товарищами, многие из которых были его соотечественниками, Сикорский основал компанию Sikorsky Aero Engineering Corporation, которая занялась разработкой летательных аппаратов.
На протяжении примерно 15 лет компания вела тяжелую работу по своему становлению и закреплению на рынке, у нее было множество проблем как финансовых, так и непосредственно инженерных, немалое число моделей самолетов терпели неудачу. Но Сикорский все-таки добился своего; 14 сентября 1939 года он совершил первый полет на сконструированном вертолете, который дал начало фактически всей мировой вертолетной отрасли, с началом Второй Мировой войны сфокусировался на производстве многофункциональных самолетов, в том числе и самолетов-амфибий. В 1957 году, после того, как компания Sikorsky Aircraft стала признанным мировым лидером в производстве вертолетов, Игорь Иванович ушел на покой, сохранив за собой статус советника Совета директоров. Скончался Сикорский 26 октября 1972 года.
Осознавая, что в сфере высоких технологий в современном мире нельзя быть абсолютным монополистом в какой-либо отрасли, руководство компании, тем не менее, сумело сделать все, чтобы стать одним из основных поставщиков вертолетной и другой воздушной техники для американской армии и серьезным игроком на международном рынке. Всего за свою историю компания выпустила 14 моделей самолетов, 17 моделей вертолетов (в том числе и первый в мире вертолет серийного производства, датируемый 1940 годом), 2 модели беспилотных летательных аппаратов - и все это не считая экспериментальных моделей и прототипов.
В XX веке Sikorsky Aircraft пытается в своем роде вернуться к своим историческим корням, осваивая рынки технологическую базу родины основателя. Так, она вела активные переговоры с украинской моторостроительной компанией «Мотор СИЧ» о возможности создания совместных предприятий по производству вертолетов. Также в 2007 году в Польше была приобретена авиастроительная компания PZL Mielec, которой уготована роль базы европейского подразделения Sikorsky Aircraft по выпуску вертолетов модели International Black Hawk.
Александр Бабицкий