Скорее всего, деловая авиация и не могла появиться нигде более, кроме как в США. Действительно, для возникновения и реализации идеи выпуска самолетов, специально предназначенных для частных бизнес-полетов, должно было многое совпасть. Большие расстояния, широкая и развитая авиационная инфраструктурная сеть, наличие большого количества бизнесменов - все это и есть Америка. Так что не удивительно, что по части бизнес-самолетов США в мировых лидерах. Лидерство это обеспечивает, в частности, компания Cirrus Design.
Молодые, да ранние
На самом деле Cirrus Design относится к числу относительно новых игроков на рынке производства и продажи частных самолетов для малой деловой авиации. Она была основана в 1984 году в американском штате Висконсин и в течение первых десяти лет своего существования занималась производством так называемых «кит-наборов» - то есть самолетов, продаваемых в виде отдельных частей и деталей, которые покупатель должен сам собрать в соответствии с чертежами и инструкцией.
К серьезным делам Cirrus Design приступила лишь в 1994 году, после реструктуризации компании и переезда основного производства в Миннесоту. Еще четыре года понадобилось, чтобы выпустить свой первый самолет малой авиации, представителя семейства SR-20. И довольно быстро выяснилось, что компания Cirrus Design относится к числу молодых, да ранних: ее продукция довольно быстро завоевала популярность на рынке и вскоре вышла на международный уровень. До недавнего времени компания специализировалась на производстве исключительно поршневых самолетов, выпускаемых не более десятка в неделю. В 2008 году компания добралась и до российского рынка, сразу же, как только в стране были отменены высокие таможенные пошлины на зарубежную авиационную продукцию.
Мировой финансовый кризис притормозил продвижение продукции Cirrus Design на российском рынке, однако представители компании полны оптимизма. Они оценивают потенциальный объем продаж в России в 250 самолетов в год, что выглядит достаточно правдоподобно, учитывая российские расстояния и необходимость многих бизнесменов быстро и комфортно добраться из Москвы до своих производств. Тем более что самолеты эти обладают вполне приемлемой стоимостью: за самолет модели SR-20 - около 280 тысяч долларов, за самолет модели SR-22 - около 390 тысяч долларов. И только первый реактивный самолет от Cirrus Design, SF-50 Jet, обладает уже солидной ценой примерно в 1,7 миллиона долларов
От поршней - к реактивной тяге
Нужно отметить, что Cirrus Design заработал репутацию и престиж, прежде всего, на самолетах традиционной, поршневой конструкции. Сумев заявить о себе с помощью самолетов модели SR-20, компания в начале двухтысячных годов выпустила свой главный хит продаж - поршневой самолет модели SR-22. По итогам 2009 года SR-22 был признан лучшим деловым самолетом среди одномоторных самолетов. А вообще самолеты Cirrus SR официально являются наиболее продаваемыми самолетами этого класса, начиная с 2003 года: так, в сегменте одномоторных четырехместных летающих машин они занимают более трети объема рынка.
Помимо превосходных технических данных у SR-22 есть и еще два важнейших преимущества. Прежде всего, это повышенное внимание к вопросам безопасности полетов. Многие эксперты заявляют, что самолеты компании Cirrus Design - это во многом новое слово в сфере авиационной безопасности. Ведь самолет имеет не только специальную систему, которая срабатывает в тех случаях, когда отказывает двигатель и машина начинает падать (самолет плавно спускается на парашюте подобно парашютисту), но прикрепленную на переднюю часть кабины подушку безопасности, которая призвана снизить риск для жизни пилота и пассажиров при аварийном приземлении. К тому же самолеты Cirrus оборудованы новейшей компьютерной системой управления и навигации, имеющей не только радар и автопилот, но и режим управления по приборам, когда на мониторе отображается практически вся картина полета, и пилоту даже нет нужды смотреть в окно кабины. Впрочем, останавливаться на традиционных поршневых одномоторных поршневых самолетах Cirrus Design не намерена и с 2008 года представила опытную модель своего сверхлегкого реактивного самолета SF-50 Jet, рассчитанного на семерых пассажиров, включая пилота.
Александр Бабицкий