Тауэрский мост известен всем. Даже если не по названию, то по внешнему виду точно – практически ни один художественный фильм, телесериал, репортаж или трансляция из Лондона не обходится без хотя бы короткой, в несколько секунд, демонстрации этого моста. Без преувеличения можно сказать, что Тауэрский мост стал одним из символов не только британской столицы, но и всей Великобритании: в нём очень удачно соединились английская приверженность традициям и умение использовать передовые достижения.
Рождённый экономической целесообразностью
Англичане, как известно, народ прагматичный – не в столь фанатичной форме, как немцы, но всё же. Большинство их грандиозных начинаний обусловлено именно практической выгодой и целесообразностью. Таков и Тауэрский мост, мысль и сооружении которого была порождена ростом экономического значения восточной части Лондона, Ист-Энда, во второй половине позапрошлого века. Прежде Ист-Энд был по большей части лишь трущобами, местом обитания бедноты и отбросов общества. Теперь же, с развитием индустриального общества, он стал важной частью экономики страны, к тому же здесь располагались судовые и грузовые доки на Темзе. Нужна была надёжная транспортная артерия связывающая две части Лондона. Старинные мосты уже не справлялись с этой задачей – они были либо слишком узкими для многократно возросшего потока грузов и пассажиров, либо находились вдалеке от основных районов, чтобы не мешать судоходству по Темзе. Поэтому в 1872 году английский парламент специальным решением постановил построить возле Тауэра мост, который одновременно и позволил бы решить транспортную проблему, и не помешал навигации. Англичане подошли к делу серьёзно и потратили много времени на подготовку конкурса проектов и на определение лучшего из них, Сам конкурс был организован в 1876 году и продолжался целых восемь лет. За это время организаторы изучили полсотни представленных проектов, большинство из которых были либо слишком дорогостоящими и трудноосуществимыми в тех условиях (например, мост с огромными гидравлическими лифтами), либо являлись вариантами обычного стационарного моста, но с такими высокими опорами, что въезды и спуски с такого сооружения были бы слишком крутыми. Наконец, в 884 году победителем был объявлен проект Горация Джонса и Джона Вольфе-Берри, который в основе своей имел принцип действия голландских подъёмных мостов с противовесом, которые были сооружены в большом количестве на каналах Нидерландов. Спустя год после начала строительства, в 1887 году скончался Гораций Джонс и строительство заканчивал Вельфе-Берри. Официальное открытие Тауэрского моста состоялось 30 июня 1894 года.
Традиции и инновации
Длина Тауэрского моста составляет 244 метра, тогда как высота его центральной части 61 метр – при необходимости эта часть, составленная из металлоконструкций может подниматься в течение нескольких минут. Именно гармоничное соединение передовых для конца XIX столетия технологий и традиционных архитектурных форм и сделало Тауэрский мост особенным сооружением. Каменная кладка и облицовка двух башен и основной части моста камнем была сделана сознательно, для создания единого ансамбля с расположенным неподалёку лондонским Тауэром, с внешним обликом которого очевидно перекликается и вид моста. Башни моста соединены двумя переходами для пешеходов, поднятыми на высоту 34 метров над проезжей частью и 42 метров над водой. С помощью этих пешеходных галерей пешеходы могли пересекать мост даже во время развода пролёта. Попасть в галереи можно было по лестницам, расположенным внутри башен. С 1982 года галерея используется как музей и смотровая площадка.
Дороги с обоих берегов Темзы ведут к подъемным крыльям моста. Каждое из этих огромных полотен весит примерно 1200 тонн и имеют возможность раскрываются под углом примерно в 86 градусов. Благодаря этому под мостом свободно могут проходить суда грузоподъемностью до 10000 тонн. Поскольку для развода моста необходимо огромное количество энергии, была создана сложная гидравлическая система: в шести больших аккумуляторах под огромным давлением находился запас воды. Под южным окончанием моста находились четыре паровых котла, они топились углем и вырабатывали пар с давлением 6 килограмм на квадратный сантиметр, позволяя в итоге получать необходимую энергию для работы огромных насосов. В свою очередь, эти насосы подавали воду под давлением 60 килограмм на сантиметр квадратный, вода из аккумуляторов поступала к восьми двигателям, которые поднимали и опускали разводные части моста. Различные механизмы приходили в движение, ось диаметром 50 сантиметров начинала вращаться, и полотна моста поднимались. С 1974 года работа Тауэрского моста обеспечивается электрогидравлическими двигателями, тогда как первая гидравлическая система заняла своё почётное место в музее.
Александр Бабицкий