Этот дворец не столь впечатляющ, как Версаль, поначалу его называли даже самым уродливым королевским дворцом Европы. «Моя душа радуется в Букингемском дворце», - говорила королева Виктория, переехавшая сюда в 1837 году, через три недели после восхождения на престол. Наверно, она была большой оптимисткой, способной не обращать внимания на такие «мелочи», как неисправную вентиляцию и канализацию, плохо закрывающиеся двери и неработающие звонки для вызова слуг. Впрочем, сегодня об этом уже мало кто вспоминает.
Большинство европейских королевских династий давно канули в лету, их дворцы стали музеями и памятниками истории. Можно сказать, что у Букингемского дворца - завидная судьба, ведь в его стенах продолжается жизнь: он и поныне остается главной королевской резиденцией и одним из символов британской монархии. Но это не мешает ему быть главной туристической достопримечательностью Лондона.
Дом герцога Бэкингема
Первоначально этот участок земли на углу Сент-Джеймс и Грин-Парка был предоставлен королевой Анной в собственность Джону Шеффилду, герцогу Бэкингемскому, который решил возвести здесь дом для себя и своих потомков. Проект Букингемского дома, являющегося в настоящее время архитектурным ядром дворца, разработал Уильям Уинд - модный архитектор богатых английских домов конца XVII века. В 1705 году было построено трехэтажное здание с центральной частью и двумя небольшими боковыми флигелями. Но стать семейным гнездом Бэкингемов ему не было суждено: единственный сын Шеффилда умер, и в 1761 году Букингеский дом был приобретен Георгом III за 21 тысячу фунтов стерлингов (примерно 3 миллиона фунтов стерлингов в ценах 2011 года). Особняк с садом, террасой на заднем дворе и прекрасным интерьером как нельзя лучше подходил в качестве свадебного подарка для королевы Шарлотты. Вскоре он получил статус ее официальной резиденции и стал называться Домом королевы. Здесь родились 14 из 15 детей Георга III и Шарлотты, за исключением принца Уэльского, ставшего в 1820 году королем Георгом IV. Однако именно Георгу IV суждено было заняться превращением Бэкингемского дома в роскошный дворец.
Реконструкция Георга IV
Для реконструкции дворца в 1825 году был приглашен архитектор Джон Нэш - сторонник классического направления, умевший выгодно использовать для своих построек пейзажное окружение. По его замыслу, перед Букингемским дворцом должен был находиться глубокий двор, открывающийся в сторону Мэлла, благодаря чему богатое и величественное здание хорошо вписывалось бы в парковое окружение. Для осуществления грандиозных замыслов Нэша парламент выделил из казны 150 тысяч фунтов стерлингов. Нэш принял решение снести северное и южное крылья и заново отстроить их. Чтобы увеличить внутренний двор, была построена Мраморная арка, которую планировалось использовать в качестве парадного входа. Фасад здания приобрел элегантный и строгий вид в стиле французского неоклассицизма. Для отделки интерьеров применялся искусственный мрамор и лазурит.
Интерьеры многих номеров Букингемского дворца остались неизменными со времен Нэша. Большая часть мебели была привезена из Карлтон-хауса - лондонской резиденции Георга IV, а также из Франции после революции. Экстравагантные замыслы Нэша воплотились в декоре Парадной столовой со стенами, обитыми красным шелком, Зеленой гостиной с позолоченным потолком, Белой гостиной с хрустальными люстрами и золочеными стенами, скрывающими в себе тайную дверь, известную только королевской семье, Голубой гостиной с тридцатью колоннами из искусственного оникса. Стены спроектированной Нэшем картинной галереи, занимающей длину, равную двум теннисным кортам, украшают полотна Рембранта, Рубенса, Каналетто и других известных мастеров. Мраморный зал, одетый в итальянский мрамор, стал скульптурной галереей, в которой хранятся 137 изваяний, приобретенных Георгом IV.
Резиденция королевы Виктории
К несчастью, Георг IV умер прежде, чем смог насладиться внешним видом и интерьерами перестроенного здания. В 1830 году на престол вступил Вильгельм IV. Нэш, обвиненный в расточительстве, был уволен, и ему на смену пришел Эдвард Блор. Работы по возведению дворца были продолжены, и ко времени коронации королевы Виктории их стоимость достигла фантастических цифр - 700 тысяч фунтов стерлингов. В 1837 году дворец стал официальной королевской резиденцией. Быстро растущее семейство королевы Виктории и принца Альберта нуждалось в новых жилых площадях, поэтому Мраморная арка, созданная Нэшем, была перенесена к северо-восточному углу Гайд-парка, чтобы освободить место для третьего флигеля, замкнувшего двор со стороны Мэлла и превратившего дворец в четырехугольник, что полностью нарушило композицию Нэша.
В эти годы в Букингемский дворец пришел стиль belle époque, и в интерьере новых помещений стали преобладать кремовые и золотые тона. Многие небольшие комнаты были обставлены в китайском стиле.
В 1853-1855 годах королева Виктория распорядилась построить Бальный зал. Сегодня это помещение 37 метров длиной, 18 метров шириной и 14 метров высотой используется в качестве главного государственного зала для награждений и дипломатических приемов.
Современный Букингем
Свой нынешний вид здание окончательно приобрело после смерти королевы Виктории. Двор был выложен гравием, перед дворцом появились кованые ворота из железа и бронзы. Восточный фасад подвергся переоформлению: его прежняя устаревшая облицовка по решению архитектора Астона Уэбба была заменена серым портлендским камнем. Теперь это главный фасад дворца со знаменитым балконом, на котором по случаю больших торжеств собирается для приветствия граждан вся королевская семья. Первоначальный характер здания можно лицезреть лишь с западной стороны, выходящей в сад.
Во время Второй Мировой войны Букингемский дворец пережил несколько бомбардировок, в ходе одной из них была разрушена часовня - помещение бывшего Музыкального салона, созданного Нэшем. Принц Филипп распорядился построить на ее месте Галерею Королевы длиной 45 метров, в которой разместились живописные произведения из частной коллекции ее Величества, доступные для обозрения всем желающим.
В начале нынешнего века к столетнему юбилею королевы-матери дворец вновь подвергся реконструкции. Вход в галерею был переоформлен в греческом классическом стиле с новым дорическим портиком. Претерпел изменения внешний вид некоторых помещений. И впервые в истории дворца в нем появился... кафе-бар. Впрочем, это уже мало кого удивляет, ведь в разное время здесь уже были открыты собственная почта, больница, бассейн и кинотеатр. Всего в Букингемском дворце более 600 помещений, включая 19 залов, 52 королевские и гостевые спальни, 188 помещений для сотрудников, 78 ванных комнат и 92 офиса. Во дворце работают 450 человек. Ежегодно его посещают 50 тысяч гостей. Примечательно, что Букингемский дворец в наши дни не является собственностью королевской семьи, он принадлежит нации.
Татьяна Быкова