Акрополь – это часть древнегреческого города, находящаяся на возвышенности и укрепленная, поскольку главное ее предназначение – служить убежищем для жителей в военное время. Именно поэтому акрополь часто являлся своеобразной сокровищницей, в которой хранились городские реликвии, здесь же располагались наиболее значимые храмы. Акрополи строились практически в каждом греческом городе, однако самый замечательный среди них – афинский.
Афродисиас и Микены
Один из известных акрополей древности был построен в городе Афродисиас, на берегу реки Бююк Мендерес (территория современной Турции), в третьем тысячелетии до нашей эры. Когда-то этот город считался центром культа богини Афродиты и славился своей школой скульптуры. Акрополь Афродисиаса располагался на кургане доисторического периода.
Аналогичное древнегреческое сооружение, но гораздо более богатое, в 1876 году было обнаружено немецким археологом Генрихом Шлиманом. Это акрополь города Микены, уничтоженный пожаром в 1100 году до нашей эры. До настоящего времени сохранились его крепостные стены и развалины дворца. Вход на микенский акрополь – знаменитые Львиные ворота, сложенные из четырех монолитных глыб и украшенные барельефом льва. Внутри акрополя Шлиман обнаружил пять богатых гробниц с мечами, кинжалами и золотыми масками.
Ансамбль афинского Акрополя
Афинский Акрополь – это холм высотой более ста пятидесяти метров. В XV веке до н.э. здесь располагалась царская резиденция, позже на ее месте был построен посвященный богине Афине храм Гекатомпедон, разрушенный в период Греко-персидских войн. Лишь в V веке до н.э. Акрополь начал восстанавливаться с невиданным размахом по инициативе политика и полководца Перикла.
Путь в новый афинский Акрополь начинался с западной стороны холма и обозначался Пропилеями – торжественными и монументальными входными воротами с пятью проемами, образованными колоннами и портиками. Рядом с ними располагались библиотека и картинная галерея.
Самое легкое и изящное сооружение афинского Акрополя, похожее на маленькую шкатулку, – украшенный барельефами храм богини Ники Аптерос. Традиционно богиня победы изображалась с размашистыми крыльями, но афиняне решили убрать эту деталь из ее облика, чтобы Ника никогда не покинула их город, который лишь недавно сумел одержать славную победу над персами.
Намного более величественный храм Акрополя – знаменитый мраморный Парфенон, центральное сооружение всего архитектурного ансамбля, масштабы которого очень точно и математически верно соотносились с размерами скалы, создавая впечатление единства, логического продолжения, слияния творений природы и человека. Внутри храм был разделен на две части: в одной находилась величественная статуя Афины, другая служила хранилищем городской казны. Историки считают Парфенон наиболее совершенным воплощением принципов греческого храмового строительства.
Еще одна знаменитая постройка на территории Акрополя – храм Эрехтейон. Он был возведен на легендарном месте – именно здесь, согласно мифам, Посейдон высек трезубцем ручей, а Афина посадила оливковое дерево. Легкий, богато декорированный храм построен на склоне, поэтому его помещения имеют разный уровень. Храм Эрехтейон словно уравновешивает общую композицию в восточной части Акрополя, контрастируя с тяжелым и массивным Парфеноном, - так же, как на западе «противостоят» друг другу Пропилеи и храм Ники, создавая гармонию и единство всего ансамбля.
Непростая история
Одно из самых знаменитых сооружений Древней Греции имеет непростую судьбу. В начале I тысячелетия, когда Греция стала территорией Византии, Эрехтейон превратился в христианский храм, позднее крестоносцы назвали его герцогским дворцом. В XV веке завоевавшие эту территорию турки содержали в здании Эрехтейона гарем коменданта крепости, к Парфенону пристроили минареты, объявив его мечетью, а храм Ники и вовсе разрушили.
В XIX веке ансамбль Акрополя был практически полностью уничтожен во время войны против османского владычества. Известен факт, характеризующий отношение греков к своим святыням: когда у турок, осадивших Акрополь, закончились патроны, они стали выламывать свинцовые арматурные пруты из колонн Парфенона, чтобы сделать из них пули. В ответ на такое проявление вандализма греки, чтобы не допустить разрушения реликвии, прислали во вражеские войска партию свинца.
Впрочем, не только захватчики разрушали великий памятник архитектуры. Так, в 1803 году лорд Элджин, посол Англии в Константинополе, увез к себе на родину кариатиду (статую женщину, заменявшую колонну) и за тридцать пять тысяч фунтов стерлингов продал ее Британскому музею, где скульптура находится и в настоящее время.
В 1922 году Акрополь был восстановлен, а в начале XXI века заново отреставрирован. Правда, он по-прежнему довольно часто оказывается в центре внимания средств массовой информации не как уникальное сооружение прошлого, а в связи с политическими событиями. Например, только в течение 2011 года его билетные кассы дважды оказывались закрытыми для туристов – сначала их блокировали бастующие таксисты, затем – работники культуры, требующие повышения заработной платы. Какая судьба ждет в будущем великий памятник – время покажет.
Дарья Цветкова