Каждую ночь в Афинах происходит странное событие: несколько рабочих разбрасывают камни вокруг одного из главных архитектурных памятников города – Парфенона. Однако никакой мистики в этом нет: таким образом власти греческой столицы стараются спасти древнее здание от туристов, которые частенько увозят кусочки этого сооружения в качестве сувенира. Подобная популярность объясняется и всемирной известностью Парфенона, и его древностью, и уникальностью инженерных и художественных решений строителей.
Из рук в руки
История главного храма древних Афин берет свое начало в V веке до нашей эры, строился он по приказу Перикла и под руководством архитекторов Калликрата и Фидия. Долгое время Парфенон украшал город своим великолепием, но начиная со II века нашей эры ему пришлось пережить немало испытаний и «послужить» нескольким религиям. Так, в VI веке, с началом господства Византии, Парфенон был объявлен христианским собором, после Четвертого крестового похода (XIII век) – католической церковью, а в XV веке турки сделали его мечетью, пристроив к древним стенам минареты.
Однако не переходы из одних рук в другие разрушили храм, это сделал снаряд, который попал в него во время войны с венецианцами в 1687 году. В этот период в здании располагался пороховой склад, поэтому взрыв произошел практически мгновенно, превратив величественное некогда сооружение в груду обломков.
Но разграбление Парфенона на этом не закончилось. В XVII веке большая часть его сохранившихся скульптур была вывезена английским послом лордом Элджином к себе на родину и продана Британскому музею, где они и находятся до сих пор. Столь варварское отношение к древнему памятнику прекратилось лишь в XX веке. В 1975 году начались работы по восстановлению Парфенона, которые к настоящему времени еще не завершены.
Архитектурное решение
Уникальность Парфенона с точки зрения инженерных и архитектурных решений - не только в его величии, но и в кропотливой продуманности мельчайших деталей, которая человеку непосвященному на первый взгляд не заметна. Часто его называют оптической иллюзией, созданной с учетом особенностей человеческого зрения: храм кажется абсолютно прямолинейным, тогда как в его контурах практически нет прямых линий.
Так, угловые колонны, несколько более толстые, чем остальные, имеют небольшой наклон к центру, тогда как средние – напротив, к углам; пол слегка приподнимается в середине; расстояния между колоннами различны, хотя кажутся абсолютно одинаковыми. Все эти детали позволили не только создать впечатление потрясающей гармонии, но и «облегчить» довольно массивное здание. Кроме того, Парфенон располагается ближе к юго-восточному краю скалы, на которой стоит Акрополь, поэтому не подавляет остальную композицию своими размерами.
Материалом для возведения храма служил белый пентелийский мрамор, приобретающий желтоватый оттенок под воздействием солнечных лучей. Здание строилось методом сухой кладки, то есть без применения скрепляющих масс, поэтому крайне важен был размер каждого блока, он должен был идеально совпасть с соседними. Лишь по горизонтали они соединялись металлическими скрепами, заливавшимися свинцом.
Богатая отделка
С внешней стороны храм на высоте двенадцати метров украшен роскошными фризами (горизонтальными полосами) с изображением сцен из мифов, в которых боги сражаются с чудовищами. Изначально фризы были выкрашены в синий цвет, тогда как стены Парфенона – в красный, на их фоне ярко сверкали позолоченные детали отделки.
Внутреннее помещение Парфенона делилось на четыре части, в самой просторной из которых располагалась святыня города – деревянная десятиметровая статуя Афины Парфенос со щитом в одной руке и статуэткой богини победы Ники в другой, украшенная золотом и слоновой костью. Оригинал статуи в настоящее время утерян, но в различных музеях (например, в Национальном археологическом музее Афин) можно увидеть ее уменьшенные копии. Еще одна реликвия, хранившаяся в храме, - двадцать два персидских щита, которые Александру Македонскому удалось добыть в битве на реке Гранике.
В настоящее время Парфенон по-прежнему величественен, несмотря на то, что напоминает скорее не храм, а строительную площадку – уже более трех десятилетий осуществляется реконструкция памятника, которая, вероятней всего, займет еще немало времени. Кроме того, довольно долго Греция ведет переговоры с Великобританией о возвращении культурных ценностей, вывезенных лордом Элджином. Пока желаемая цель не достигнута, поэтому увидеть Парфенон во всей его красе и единстве деталей удастся нескоро.
Дарья Цветкова