Сегодня, когда Подмосковье в первую очередь это промышленные города и городки, а также поставщик трудовых ресурсов для столицы, сложно представить, что когда-то Подмосковье считалось едва ли не элитным курортом. В том, что это действительно имело место, очень легко убедиться – достаточно попробовать подсчитать оставшиеся, пусть и с разной степенью сохранности, дворянские усадьбы, разбросанные вокруг Москвы. И окажется, что их количество составляет около трёх сотен.
Усадьба Абрамцево, расположенная в шестидесяти километрах к северо-востоку от Москвы, имеет внушительный список владельцев, среди которых известнейшие фамилии дореволюционной России: Головины. Аксаковы, Мамонтовы, Самарины. Для того, чтобы перечислить всех выдающихся деятелей российской культуры, в разное время посещавших Абрамцево и гостивших здесь, достаточно открыть любую энциклопедию – надо полагать, что фамилии Гоголя, Тургенева, Тютчева, Репина, Васнецова, Сурикова, Врубеля и многих других известны всем. После 1917 усадьба Абрамцево была национализирована и превращена в Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник. В пятидесятые годы была удалена часть поздних пристроек для возвращения усадьбе облика середины-второй половины XIX столетия, то есть её «золотого времени». Сегодня музей-заповедник занимает примерно 50 гектаров, на котором, помимо собственно дома, другие исторические постройки, парк возрастом около двухсот лет, а также многочисленные композиции произведений искусства.
На берегу Москвы-реки в Красногорском районе расположена другая знаменитая усадьба Подмосковья, Архангельское. Дата её основания относится к шестидесятым годам XVII столетия, когда первую усадьбу на этом месте основал князь Одоевский. Впоследствии усадьба принадлежала знатным родам Черкасских, Голицыных, Юсуповых. Князья Юсуповы сыграли главную роль в создании великолепного архитектурного ансамбля Архангельского, решив после разорения во время войны 1812 года создать поистине роскошный уголок дворянского загородного быта. Архангельское заслужило звание «подмосковного Версаля»: помимо Большого и Малого дворцов и нескольких других архитектурных объектов здесь расположен масштабный парковый ансамбль, украшенный фонтанами и скульптурами. В настоящее время Архангельское, в котором активно ведутся реставрационные работы, является местом проведения различных культурно-развлекательных мероприятий, например, джазового фестиваля.
Несколько менее известна по сравнению с Абрамцево и Архангельским усадьба Вязёмы, что в посёлке Большие Вязёмы в Одинцовском районе в тридцати километров от столицы по Можайскому шоссе. Хотя усадьба считается часть музея-заповедника А.С. Пушкина (поэт здесь неоднократно гостил), но её история гораздо богаче и древнее. Взять хотя бы то обстоятельство, что усадьба в Вязёмах появилась в конце XVI столетия в качестве личного владения Бориса Годунова, который превратил небольшую деревеньку в значительный комплекс с недошедшими до нашего времени деревянными палатами и сохранившимся Спасо-Преображенским собором. После Смутного времени усадьба стала собственностью государя, а в конце XVII века Пётр I пожаловал её князю Голицыну. Семья Голицыных. Одна из наиболее знатных семей в России, владела усадьбой вплоть до 1917 года, создав уже к началу позапрошлого столетия архитектурный ансамбль в практически законченном виде. В настоящее время достаточно хорошо сохранились двухэтажный главный дом 1784 года постройки, два флигеля в стиле французского классицизма (1771-1772), Спасо-Преображенский собор со звонницей, старинный парк, конный двор, пруд и другие объекты.
В Мытищинском районе располагается ещё одна усадьба, способная похвастать очень солидной историей – Марфино. Впервые упомянутая в 1585 году, эта усадьба на протяжении последующих веков сменяла владельцев (Головины, Голицыны, Салтыковы, Панины) и превратилась в одну из наиболее оригинальных дворянских усадеб не только Подмосковья, но и всей России. Благодаря различиям в культурно-архитектурных вкусах своих владельцев Марфино стало образцом стилистической эклектики. В марфинском ансамбле сочетаются черты классицизма и неоготики, такой редкой для русской архитектуры. В центре на холме возвышается двухэтажный дворец, по внешнему облику больше похожий на средневековый западноевропейский готический замок. Перед дворцом-замком расположен огромный пруд, являющийся своеобразным центром композиции, вокруг которого и находятся главные постройки усадьбы. От дворца к пруду спускается широкая каменная лестница, а слева виден мост с бойницами, парадный въезд в усадьбу, за которым расположены церкви и большой парк.
Александр Бабицкий