Русские усадьбы - это не просто загородные имения и сложные хозяйственные механизмы, требовавшие постоянной заботы и ухода. Это родовые гнезда, где выросло не одно поколение, где совершались открытия и писались великие произведения литературы, музыки, живописи. Это важная составляющая культуры и истории, которую необходимо изучать и сохранять.
Два века в отечественной истории
Русская дворянская усадьба появилась еще в XV веке, когда земли начали дароваться царями подчиненным за верную службу, однако долгое время она мало отличалась от крестьянского двора – разве что высотой дома да наличием небольшого плодового садика, имевшего сугубо утилитарное значение. Многие из этих поместий были стерты с лица земли опричниками Ивана Грозного, а затем уничтожены в ходе событий Смутного времени.
Лишь в XVIII веке, после принятия указа о вольности дворянства, усадьбы начинают приобретать европейские черты, сохраняя при этом национальную эстетику. Усложнялась планировка парков, они украшались скульптурами, мостиками, беседками и павильонами (как, например, в усадьбе графа Шереметьева в Кускове). При этом только для российских поместий было характерно сосредоточение культурной жизни: именно в усадьбах проводились литературные чтения, велись оживленные диспуты, специально для них ставились спектакли и писались картины.
Объемы усадебного строительства начали сокращаться уже в начале XIX века, а после крестьянской реформы 1861 года, когда хозяйство перестало быть простым взиманием оброка, а потребовало грамотного коммерческого руководства, многие поместья и вовсе сменили владельцев. Ими стали купцы, фабриканты, заводчики, представители духовенства. Особенно остро кризис усадебного хозяйства стал чувствоваться в период Первой мировой войны – сказывалось не только резкое сокращение количества рабочих рук, но и превращение многих усадеб в госпитали (например, роль лазарета играли Черемушки и Кузьминки).
Свое существование усадьбы прекратили после революции – причем не только как дома дворянства, но и как памятники истории. В большинстве из них расположились различные учреждения – больницы, дома отдыха, школы, санатории, научно-исследовательские институты. До настоящего времени сохранилась лишь малая часть российского усадебного наследия.
Ансамбль русской усадьбы
Устройство традиционной русской усадьбы представляло собой единение природы и архитектуры. К главному зданию вела аллея, обычно липовая, которая завершалась парадным двором с роскошными цветниками и стрижеными газонами. Сады пейзажного типа включали обычно каскадные разделенные дамбами пруды с живописными островками, китайские чайные домики, множество прогулочных дорожек, гротов, оригинальных оранжерей и павильонов. Яркий пример такого причудливого оформления – парк «Александрия» в украинском городе Белая Церковь, принадлежавший племяннице Григория Потемкина. Характерной чертой русского парка также являлось обязательное наличие местечек для грусти и уединения – тенистых аллей, заброшенных цветников, уютных уголков на берегу водоема.
Зачастую на территории усадьбы располагался миниатюрный театральный флигель или «зеленый театр» под открытым небом. Исключением стала усадьба графа Шереметьева в Останкино, где сцена являлась центром главного дома. Пьесы для постановки выбирались, как правило, с комическим сюжетом, иногда их заменяли домашний балет или опера. Порой хозяину усадьбы удавалось привлечь к постановке знаменитого декоратора, тогда представление становилось по-настоящему увлекательным и красочным (как, например, спектакли в Архангельском с декорациями П. Гонзаго).
Интерьер главного дома
Парадное лицо дворянского дома – это гостиная. Тожественности ей придавали золоченая или красного дерева мебель, холодные тона, в которых обычно было выдержано оформление, многочисленные светильники, обязательный инструмент для домашнего музицирования. В XIX веке сюда перемещаются и семейные праздники. Именно такой теплой, уютной и милой гостиная и вошла в русскую литературу. Одно из самых необходимых помещений усадьбы – столовая, в которой ставились большие столы, удобные стулья и буфеты-горки, где располагались коллекции фарфора.
Интеллектуальным центром усадьбы являлся кабинет хозяина, обстановка которого, как правило, была непарадной. Это подчеркивалось неброской обивкой, аскетичностью дубовой мебели, скромностью декора. Обязательные атрибуты мужского кабинета – рюмка и графин для утренней «анисовки» или «вишневки», курительная трубка и книги – календари, пособия по архитектуре, сборники советов на все случаи жизни, художественная литература и многое другое. Наряду с мужским, в усадьбах присутствовал и женский кабинет, где хозяйка дома занималась отчетами приказчиков, составлением меню, заполнением альбомов, рукоделием и чтением. Женский кабинет украшался цветочным декором, камином с фаянсовыми плитками, художественной мебелью, изящными зеркалами и столиками.
В настоящее время многие старинные русские усадьбы приобретают «второе рождение», открываясь для посетителей после реставрационных и восстановительных работ. Некоторые из них переходят в частные руки, становясь новыми «родовыми гнездами» для состоятельных людей. Однако сможет ли бизнес-элита вернуть поместьям не только внешний облик, но и уникальный культурный дух – большой вопрос.
Дарья Цветкова