У каждого знаменитого города есть определённые достопримечательности, которые могут быть в действительности лишь одними из сотен достойных внимания и восхищения объектов, но, тем не менее, первыми приходят в голову большинству людей. Когда говорят «Париж», вспоминают Эйфелеву башню, когда упоминают Нью-Йорк, непременно скажут о Статуе Свободы, когда разговор пойдёт о Риме, так или иначе «всплывёт» Колизей. Лондон пока ассоциируется либо с Биг-Беном, либо с Тауэром, но вполне возможно, что через определённое время ситуация изменится и в связи с английской столицей будут первым делом упоминать Миллениум Бридж.
В Англии – два «тысячелетних моста»
Хотя в действительности гораздо больше шансов на то, чтобы стать символом своего города, у другого английского Миллениум Бриджа. Да-да, наступление третьего тысячелетия («тысячелетие» – «миллениум») произвело на англичан столь невообразимое и неизгладимое впечатление, что они соорудили два моста в честь этого события и оба получили название Миллениум Бридж. Так вот, у того моста, что расположен в городе Гейтсхед на северо-востоке Англии и соединяет его через реку Тайн с одним из промышленных центров страны, Ньюкаслом, есть всё для того, чтобы стать символом города – всё-таки Гейтсхед не столь богат достопримечательностями, как Лондон. И в этой связи местный Миллениум Бридж вне конкуренции – открытый в сентябре 2001 года, это уникальный инженерный проект стоимостью 40 миллионов долларов, оригинальность которого в том, что его конструкция позволяет поворачивать его, что и делается примерно двести раз в течение года.
Лондонский же Миллениум Бридж, конечно, испытывает более серьёзную конкуренцию со стороны как исторических, так и новых городских достопримечательностей. К тому же этот мост, единственный, кстати, пешеходный из лондонских мостов, столкнулся с серьёзными проблемами уже в первый день своего официального функционирования. Миллениум Бридж, стоивший 18 миллионов фунтов стерлингов, был открыт 10 июня 2000 года. И практически сразу выяснилось, что инженеры не предусмотрели эффект резонанса – когда большое количество людей на мосту неумышленно совершали однотипные движения почти что в такт, мост начал раскачиваться. Миллениум Бридж пришлось закрыть уже 12 июня 2000 года, после чего более шести лет инженеры искали решение проблемы. Наконец, оно было найдено и в феврале 2007 года мост, который уже был окрещён лондонцами «качающимся, шатающимся мостом», был открыт вновь.
Фантазия проявляется по-разному
Любопытная вещь: оба Миллениум Бриджа были приурочены к наступлению третьего тысячелетия, оба сооружения являются плодом передовой инженерной мысли и современных технологий – но трудно представить, чтобы какие-то однотипные сооружения смотрелись столь по-разному. Если одного вида Миллениум Бриджа в Гейтсхеде достаточно, чтобы сказать, что на дворе XXI век, то в его лондонском «родственнике» сложно найти что-то внешне выдающееся. Разводной Миллениум Бридж на реке Тайн это настоящая футуристическая конструкция, в виду которой довольно сложно подобрать традиционные эпитеты. Основы этого моста составляют две огромные стальные арки, одна из них поднимается над рекой на высоту 50 метров, в это время по другой, расположенной горизонтально, осуществляется пешеходное и велосипедное движение. В случае, если по реке идёт высокое судно (а река Тайн – судоходная для достаточно больших кораблей), обе арки поворачиваются вокруг оси, соединяющей их края, на 40 градусов – пешеходная палуба моста поднимается, верхняя арка опускается.
Миллениум Бридж, раскинувшийся над Темзой, тоже обладает оригинальной конструкцией, однако оценить её можно только внимательно присмотревшись и прочтя предварительно специальные статьи по инженерному делу. Невооружённый взгляд не видит в лондонском Миллениум Бридже ничего, кроме совершенно плоского и расположенного низко у воды моста, совершенно не вписывающегося в традиции исторических лондонских мостов Средневековья и Нового времени (в этом несоответствии традициям один из главных поводов для недовольства противников моста). Однако в инженерном плане это не менее удивительный мост, чем «Мост Тысячелетия» из Гейтсхеда. Дело в том, что этот мост, длина которого составляет 350 метров, является горизонтальным подвесным мостом, то есть на нём нет вертикальных опор, на которые и крепятся держащие полотно моста тросы. Всю систему тросов архитекторы расположили сбоку от полотна, тогда как на традиционных подвесных мостах они плавно провисают. Опоры моста очень низкие, а на них установлены v-образные ниши, поддерживающие мост и тросы. Основная нагрузка приходится на две Y-видные речные опоры, между верхушками которых, а также между ними и каждым берегом, проходят натянутые стальные канаты, по четыре с каждой стороны, на канаты подвешены поперечные балки, поддерживающие настил моста.
Александр Бабицкий