Когда говорят о таинственной русской душе, отчего-то постоянно оперируют какими-то туманными и эфемерными понятиями, которые трудноуловимы, абсолютно непонятны, привлекательно парадоксальны и оттого особенно занимательны для иностранцев. А между тем существует вполне материальный памятник этой самой русской парадоксальности, который всегда можно показать любому желающему. Называется этот памятник русской душе дворцово-парковым ансамблем Царицыно и расположен он на юге Москвы. Типичная же русская противоречивость этого архитектурного ансамбля состоит в том, что он является, по утверждению историков, архитекторов и культурологов, памятником русской готики, то есть стиля, которого никогда не существовало.
От Чёрной Грязи до объекта культурного наследия Российской Федерации
То место, которое сегодня носит возвышенно-величественное название Царицыно, изначально именовалось куда более приземлёно в буквальном смысле слова - Чёрная Грязь. Дело в том, что вплоть до XVII столетия эти места были необитаемыми лесными зарослями, хотя ещё до образования Московского княжества здесь присутствовали племенные поселения вятичей. В конце концов, эти места расчистили для земледелия, но долгое время это была пустошь с тем самым говорящим названием Чёрная Грязь. С 1633 года начинается история существования здесь постоянного поселения - после пожалования этих земель Л.С. Стрешневу, который и построил свою усадьбу. Впрочем, в большей степени это были всё-таки хозяйственные постройки. Резиденция же здесь появилась уже при следующих владельцах, боярах Голицыных, которые не только построили дом для собственного временного пребывания, но и возвели церковь, благодаря чему пустошь Чёрная Грязь приобрела официальный статус села и получила новое название - Богородское. Последними же владельцами Богородского до того момента, как эта местность стала собственностью императорской фамилии и превратилась в Царицыно, с 1712 года была княжеская фамилия Кантемиров, которые расширили бывшую усадьбу Голицыных и вернули ей прежнее название, Чёрная Грязь, оставив за соседним селом официальное название Богородское.
Ну, а в мае 1775 года императрица Екатерина II, отдыхавшая в Коломенском, совершала прогулки по окрестностям и была приятно удивлена наличием столь живописного места. Тут же было принято решение о покупке этих земель и строительстве здесь загородной монаршей резиденции. Вскоре земли были выкуплены у Кантемиров в общей сложности за 30000 рублей, а уже в ноябре того же года началась деятельность по строительству усадьбы Царицыно. В первой половине XIX столетия усадьба была фактически заброшена и лишь с середины позапрошлого века, когда неподалёку прошла железная дорога, местность стала излюбленным местом дачников. В годы советской власти в Царицыно, на некоторое время превратившееся в посёлок Ленино, велись лишь редкие восстановительные работы, однако о полномасштабной реставрации усадьбы речи не шло. Реставрация была осуществлена в начале XXI века усилиями московских властей, и в 2007 году Царицыно было вновь открыто для посетителей в восстановленном виде. Правда, как во время реставрации, так и после её завершения специалистами, историками, архитекторами высказывались многочисленные возражения против как концепции реставрации, так и против её практического осуществления, во многом исказившего и уничтожившего первоначальный замысел создания дворцово-паркового ансамбля.
Шедевр на шедевре…
В архитектурном плане Царицыно представляет собой комплекс построек осуществлённых поначалу, с 1775 по 1785 годы, архитектором В.И. Баженовым, затем, с 1785 по 1796 год, архитектором М.Ф. Казаковым, позднее же, в XIX веке, дополненный некоторыми сооружениями других архитекторов. Казаков отвечал за строительство наиболее масштабного здания ансамбля, Большого дворца, возведённого на месте дворца по проекту Баженова, который императорским решением был снесён. Дворец Казакова представляет собой образец соединения объемно-планировочной структуры дворцовой постройки с готическим декоративным убранством с предполагаемой площадью около 8 тысяч квадратных метров. По архитектурному плану - это два квадратных двухэтажных корпуса с угловыми башнями и соединяющей их трёхэтажной галереей. Уже в следующем столетии были добавлены архитектором И.В. Еготовым построенная из дикого камня «Башня-руина» и павильон «Миловида».
В остальном же Царицыно как архитектурный ансамбль является детищем Василия Ивановича Баженова. Его архитекторскому замыслу и перу принадлежат остальные крупнейшие царицынские сооружения, каждое из которых по праву может считаться шедевром отечественной архитектуры. Это и Малый (полуциркульный) дворец, представляющий собой одноэтажный кирпичный павильон на вершине искусственного холма, фасад которого наполнен высокими окнами с полукруглыми и стрельчатыми завершениями в готическом стиле. Это и Средний дворец (Оперный дом), здание из двух частей - непосредственно дворца и галереи «с побочными комнатами», соединённых в единую сложную композицию и украшенных роскошными белокаменными деталями фасада. Это и три небольших одноэтажных кирпичных павильона, известные как Первый, Второй и Третий Кавалерийские корпуса, представлявшие собой не только постройки с практическими функциями, но и игравшие большую роль в создании целостного гармоничного оригинального ансамбля всей усадьбы. Это и хозяйственный центр усадьбы, так называемый Хлебный дом (или Кухонный корпус), солидное двухэтажное здание кубической формы со скруглёнными углами, этажи которого разделены карнизом и украшены рядами окон в готическом стиле. Это и целый ряд общепризнанных шедевров парковой архитектуры, таких, как Большой мост через овраг, обладающий уникальным художественным обликом, Фигурный мост, во многом отсылающий к русским архитектурным традициям допетровской эпохи, имеющая чисто декоративный характер Арка-галерея, соединяющая Большой дворец и Хлебный дом, и так далее. Словом, практически каждое из сооружений ансамбля Царицыно заслуживает отдельного и весьма подробного рассказа.
Александр Бабицкий