Если есть ещё люди, которые сомневаются в том, что традиционные японцы по своей культуре, по своему самосознанию, по своему мироощущению скорее инопланетяне, чем обычные жители планеты Земля, пусть обратят внимание на такой феномен, как японский сад. То, что для подавляющего большинства народов мира не представляет ничего иного, как просто более или менее симметричное и радующее глаз скопление разных форм растительности, для японцев обладает самоценностью, это может быть и практически живым организмом, и моделью Вселенной в миниатюре, и мистическим святилищем...
Японский сад - рукотворный пейзаж
Вообще же понятие «японский сад» довольно размыто и сложно формулируемое, потому как существует несколько типов японского сада, каждый из которых имеет свой собственный стиль. В японском же понимании искусства (а японский сад это самое настоящее произведение искусства) стиль это набор определённых правил, определённых требований, своего рода канон, но суть которого не в том, чтобы ограничить творческую свободу художника, а напротив, придать творчеству глубину - ведь когда река ограничена твёрдыми высокими берегами, она не растекается вширь, но становится глубже. Такими творческими берегами для японского сада являются требования по выдержанности всех компонентов того или иного типа сада в едином ключе, в качестве составных частей одной мозаики. Общей же чертой для всех разновидностей японского сада является, во-первых, строгое требование к тому, чтобы сад был неотъемлемой частью окружающего пейзажа, чтобы он не смотрелся инородным телом, а являлся как бы плодом сотворчества природы и человека. Во-вторых, во всех японских садах, где присутствуют растения, должна чётко прослеживаться смена времён года, то есть присутствовать растения, которые выходят на первый план, становятся наиболее яркими в тот или иной климатический сезон. Считается, что как полноценное самостоятельное культурное явление японский сад оформился примерно в X-XI веках, после чего активно развивался в качестве неотъемлемой части императорских резиденций и резиденций крупных феодалов, а затем получивших новое значение в храмовых буддийских комплексах. Эпохой формирования основных классических норм, правил и стилей японских садов считается эпоха XIV-XVI веков.
Основные типы японского сада
Типов японского сада великое множество, которое образовано тем обстоятельством, что сад может быть посвящён как определённой теме, так и предназначен для каких-нибудь практических церемоний, так и оттенять существующие вокруг особые природные и рельефные условия, так и воспевать отдельный вид растений (например, сады сакуры, сады папоротников, сады мхов и так далее). Поэтому если говорить о типах японского сада, придётся ограничиться перечислением лишь наиболее известных, распространённых и предельно обобщённых видов японского сада. При этом знаменитый сад камней, ставший за пределами Японии во многом синонимом японского сада вообще, в данном случае не рассматривается.
И первым необходимо назвать японский сад, известный под собирательным названием сад деревьев и который формулирует главные правила организации сада с любыми видами деревьев. Вот они, эти правила:
- планировка сада должна учитывать окружающий пейзаж, горный, равнинный и любой иной;
- подбирать деревья нужно исходя из оптимальных местных условий почвы, освещённости, близости воды и тому подобных;
- если в саду имеется главное, выделяющееся дерево, оно должно быть хорошо видно из жилища;
- непременный учёт тех или иных примет, связанных с различными деревьями (так, в южных районах Японии сосна считается деревом, приносящим несчастье);
- выбор деревьев должен обусловливаться расчётом, чтобы ни в один из климатических сезонов сад не казался пустым и безжизненным;
- каждое дерево должно иметь свою определённую функцию (в качестве живой изгороди, или для создания основного объёма сада);
- красота деревьев должна подчёркиваться сопровождающими их кустарниковыми и травяными растениями (так, вечнозелёные деревья оттеняются ярко-зелёными кустарниками); оптимальное сочетание вечнозелёных и листопадных деревьев - три к семи;
- сад нужно любить и постоянно ухаживать за ним.
Следующим типом японского сада является городской сад цубо, возникший в японских средневековых городах как маленький островок гармонии с природой посреди городских кварталов. При создании сада цубо нужно соблюдать следующие правила:
- идеально было бы проектировать сад цубо на этапе планировки самого здания, так как сад должен быть составной частью городского дома, а не выглядеть как нечто внешнее по отношению к нему;
- площадь сада цубо должна определяться не произвольно, а по наличествующей свободной территории, начиная от самого малейшего сада в 4 квадратных метра;
- необходимо продумать световой режим, чтобы сад одновременно и не становился стеной на пути света в окна дома, и при этом растения в нём могли бы получать необходимое количество солнечной энергии;
- за чистотой сада цубо нужно следить особенно тщательно, так как нахождение в городских условиях означает повышенную опасность загрязнения.
Чайный сад, или японский сад для чайной церемонии преследует цель создания соответствующей атмосферы для столь важного для японской культуры ритуала. Для этого в чайном саду должны присутствовать такие элементы, как: накакугури, внешние ворота, отделяющие одну часть специального чайного павильона от другой части; хакамацукэ - специальное место, где хозяин встречает гостей, явившихся к нему на чайную церемонию; колодец; цукубаи, специальный сосуд для омовения, который используют, присев на корточки; фонарь, один или несколько; нобэдан - выложенная в форме ленты дорожка из камней; матиаи - специальная скамейка для ожидающих гостей;
Александр Бабицкий