Нет более фантастического, необычного и оригинального зрелища в мировой культуре, чем японский сад камней. Эти миниатюрные ландшафтные композиции возникли в Стране Восходящего солнца, где прогулки в силу своей территориальной ограниченности превратились в занятие достаточно условное.
Поэтому настоящие японские сады сделаны с таким расчетом, чтобы тот, кто созерцает их красоту, мог чувствовать себя окруженным природой, причем без всякого перемещения в пространстве. Достаточно лишь поворота головы и одного шага в сторону, чтобы возникла совершенно другая панорама пейзажа, чем была перед глазами за мгновение до этого.
Основной принцип, которым необходимо руководствоваться при создании такого сада - это неповторимость каждого элемента композиции и где каждый угол зрения должен существенно менять весь оригинальный микропейзаж. Если для европейца венцом творения является человек, то для японской философии высшим творением природы принято считать камень, а сами каменные сады предназначены для медитаций и отстранения от мирской суеты. Призывая понять истину через созерцание камней, эти уникальные сады являются воплощением стремления к самосозерцанию, естественности и символизму, на которых и основывается их миниатюризация. В этих садах японцы оттачивали свои способности открывать неожиданные стороны знакомых явлений, заставляя работать свое воображение.
Камни в саду тщательно подбираются по цвету, форме и фактуре, имитирующей окружающее пространство, а затем их составляют в определенные группы. Чаще всего композиция состоит из пятнадцати камней, которые посетителем сада воспринимаются как скульптура, чья пластическая выразительность, пропорции, соотношение объемов и размещение в пространстве формируют весь целостный образ сада. Камни располагают таким образом, чтобы одновременно можно было увидеть только четырнадцать камней, а пятнадцатый должен быть постоянно вне зрения, сокрыт от глаз другим камнем или группой камней.
Высоту холмов, очертания водоема и размещение растений - определяет основная группа. Ей подчиняется другая группа камней, которая подчеркивает в ней ее композиционную идею. А связующая группа объединяет сад с домом. Устанавливая камни на постоянное место, их надо углубить так, чтобы они смогли «врасти» в землю и соединиться с ней, а не лежать на поверхности. Глубина, на которую вкапывают камень в землю, зависит от характера рельефа местности - на равнине углублять камень нужно значительно меньше, нежели на склоне.
В этих пейзажах камни являются единственным средством передачи красоты и величия природы. Вся основная площадь сада засыпается песком или мелкой галькой, а на ней как бы в беспорядке находятся разбросанные группы неотесанных глыб, но беспорядок этот только кажущийся, ведь весь тщательно спланированный хаос символизирует своеобразную модель Вселенной, метафору познания, где всегда остается что-то неопознанное, таинственное и загадочное.
Достаточно часто в японском саду используют стены для усиления зрительного впечатления. Они могут быть контрастным фоном для группы камней или же подчеркивать многоярусность ландшафта. Создавая такую композицию, дизайнер талантливо подражает природным ландшафтам, поэтому настоящий мастер сделает так, что горная цепь (природные условия Японии это могут позволить) будет казаться естественной оградой сада, а в условиях равнины для этой роли предназначена искусственно возведенная стена.
Из камней в японском саду делаются не только интересные композиции, а ими оформляются водоёмы, делаются дорожки, мосты и мостики. Очень приветствуется создание изящного мостика из цельного камня, который станет доминантой всего ландшафта.
Чтобы зрительно заменить в саду водоем, используют песок, галька и гравий. Вода с помощью бамбуковых грабель изображается волнистыми параллельными линиями или кругами на этом сыпучем материале. Ведь камень, упавший в воду, оставляет после себя концентрические круги на ее поверхности. Сосредоточиться и заставить свое сознание действительно увидеть медленно погружающийся в воду камень и плавно расходящиеся концентрические волны - задача для воображения непростая, но именно ее преследуют создатели этих уникальных пейзажей, работая над своими каменными скульптурными группами.
Современные японские дизайнеры наряду с традиционными приемами успешно применяют и новаторские формы создания садов камней, более близких нам по духу, каковым и является сад Кензо Кума, который называется «Дом и Вода». Это чудесный вариант переосмысления старинной японской философии на новый лад. По середине водоема высится остров из традиционных каменных глыб, расположенных в форме соразмерного треугольника. Но особенность этой композиции в том, что эти камни не природные, а выполнены из прозрачного горного хрусталя.
Лучи света, отражаясь от хрустальной поверхности камней, феерическими брызгами рассыпаются по водной глади и окружающему пространству, создавая символическую картину роскошных лучей закатного солнца. Впечатление, которое производит этот сад нельзя забыть никогда.
Вообще, создавая японский сад камней, нужно помнить, что основной философией формирования сада служит положение дзэн-буддизма, которое гласит, что красота природы есть одна из форм постижения истины. При всей своей сложности его для нашего понимания, суть положения довольно проста, как и все гениальное - подражая природе, нам нужно учиться у нее в малом, создавая большое.
Лана Плотникова