Японские сады - явление уникальное и необычайно прекрасное. Воспроизводя природные пейзажи на сравнительно небольших участках с помощью миниатюризации их пропорций, они создают восхитительную атмосферу созерцания и спокойствия.
Карликовые деревья, причудливо изогнутые на фоне крошечных скал, ажурные мостики, словно парящие в воздухе - это именно те элементы, которые формируют романтичность и загадочность, присущую всем японским садам. А изгибы искусственно выращенных веток деревьев и витиеватые садовые дорожки, как иероглифы из древней рукописи, затейливо повествуют своим посетителям историю, в которой заключен замысел устроителя этого чудесного сада.
Важной особенностью японского парка является то, что за счет использования в нем вечнозеленых растений он выглядит привлекательным постоянно, позволяя своим посетителям любоваться собой в течение всего года. А излюбленным сюжетом для создания подобного сада зачастую становится горный пейзаж с многочисленными водопадами и ручьями, как - бы воссоздавая естественный природный ландшафт в миниатюре, где самым любимым деревом служит карликовая зонтичная сосна. Ее обычно помещают среди камней, доставленных с далеких гор, покрытых мхом различных оттенков и форм. Таким образом, с помощью этих, несложных на первый взгляд, композиций в парке создается необычайное разнообразие.
Величие природы в японском саду часто символизируют несколько камней, ведь камни в японской философии принято считать венцом творенья, горсть песка или осколок скалы с морского побережья. А чтобы приблизить сад к естественному пейзажу в него вводится вода в виде озера, пруда, ручья или водопада.
Шедеврами и эталонами японского ландшафтного зодчества на протяжении многих веков остаются многочисленные старинные парки Страны Восходящего Солнца, которые служат местом паломничества, как многочисленных туристов, так и коренных жителей. Эти сады служат источником вдохновенья для современных ландшафтных дизайнеров и поражают посетителей своими оригинальными сооружениями и композициями.
Очень интересно в старинных садах воплощены замыслы их устроителей. Так, если на пруду предполагалось катание на лодках, то через пруды возводили дугообразные мосты, иногда даже и в китайском стиле - с небольшой башней. Очень оригинально сооружались естественные «мостики» - через ручьи перекидывали небольшие деревянные или каменные настилы, либо просто укладывали крупный плоский камень, очень похожий на настоящий валун. А чтобы увеличить продолжительность маршрута на весьма небольшой территории сада, строили зигзагообразные настилы над водой. Так в знаменитом саду Хейян Джингу Шраин через живописную заводь проложена тропа из круглых каменных свай, значительно увеличивающая прогулочную площадь парка.
Очень важным элементом ландшафтного сада были и есть водопады, где расположение камней и звук падающей воды гармонично сочетаются с пейзажем. А пещеру или водопад в саду часто связывали с легендой о драконе, живущем неподалеку, чьей скульптурой могли и украсить сад.
В пейзажных садах было принято воспроизводить индивидуальный и неповторимый колорит и микроклимат местности, где они находятся. Примером может служить удивительный сад мхов при храме Сайходзи расположенный в низине, поросшей объемными мхами и окруженный зарослями гигантского бамбука. Стена из его десятиметровых побегов не только максимально поглощает солнечные лучи, создавая полумрак, но и придает саду особую таинственность, присущую только именно этому месту.
Но японский сад может существовать и без воды. Такой парк иначе называют сухим ландшафтом. Воду в нем, развивая воображение посетителей, имитируют камни, галька и гравий. Камни среди этого сухого водоема изображают острова, а более мелкие валуны - береговую линию, мох же вокруг крупных кусочков скал символически являет собой полосу прибоя.
Сад пятнадцати камней при храме Рландзи в Киото является одним из самых знаменитых плоских садов Страны Восходящего Солнца, где наиболее ярко воплощены все принципы искусства создания сухого ландшафта.
С террасы храма можно увидеть заросшие мхом группы камней, расположенные среди ровного поля гравия, символизирующего водную гладь. Говорят, что центральная группа камней изображает семью тигров, переплывающих море, но неопытному в японской философии посетителю эти валуны напоминают гористые острова в прибое безбрежного океана. Одновременно хорошо видны только четырнадцать камней, а все пятнадцать каменей сразу, согласно старинной легенде, сможет увидеть лишь человек с просветленным сознанием.
Плоские японские сады принято украшать каменными мостиками, скульптурами удивительных животных или богов. А низкие искривленные или стриженые деревья и кустарники усиливают символическое звучание микромира каменистых садов.
Еще одним типом японского сада является сад чайного дома, который служит атрибутом чайной церемонии, который изысканно декоративен и наряден. Сад такого типа обычно состоит из двух частей, где его внешняя часть настраивает подходящего к чайному домику на чайную церемонию, философский смысл которой заключается в постижении и переживании красоты. Здесь все взгляды притягивает к себе декоративное оформление дорожки, являющейся одним из главных элементов дизайна внешнего сада. Тропинку выкладывают из камня замысловатой мозаикой, она задает ритм движения по саду и ведет к бассейну, который украшают два камня, где устанавливают светильник и чашу с горячей водой. Все эти предметы гармонируют с ландшафтом, а их незамысловатая форма подчеркивает красоту окружающего мира.
С террасы чайного домика открывается картина второй части чайного ландшафта - внутреннего сада, где обычно сочетаются элементы холмистого сада и сухого ландшафта Преобладающие оттенки зеленого цвета, плавные очертания предметов обладают нарочитой простотой и призваны умиротворять душу и настраивать ум на философский лад.
Японский сад - это очень тонкий и противоречивый мир, где правила возводятся в ранг законов, чтобы затем быть опровергнутыми другими догмами. Ибо японская философия учит тому, что никогда нельзя слепо и бездумно следовать установленным образцам - все должно быть в мире оригинально и неповторимо.
Лана Плотникова