Характерная для японцев зрительная легкость конструкций, ассиметричность, незамкнутость пространства и связь интерьера с внешней средой берет свое начало из эстетических представлений японцев. Почитая все естественное и обожествляя природу, они даже не окрашивают деревянные части своих построек, потому что такой древесину создали боги и не стоит менять ее цвет, если это не предусмотрено самой природой.
Древнему зодчеству Японии не свойственна грандиозность в виде импозантных сооружений. Принцип, который движет японскими зодчими древности, диаметрально противоположен архитекторам Старого Света - человек не должен замечать архитектурных сооружений, выделяя их из природного ландшафта.
Но эти принципы несколько стираются при строительстве культовых сооружений, которые вскоре после распространения основных доктрин буддизма находят воплощение в пагодах, ставших основным элементом буддийской религиозной архитектуры и сохранившихся в ней и до наших дней как реальное соответствие деяний человека с идеями веры.
Уже в четвертом - шестом веках нашей эры в Японии начинается возведение грандиозных усыпальниц для местных правителей, которые получили название «кофун». Так, громадная усыпальница императора Нинтоку больше любой из египетских пирамид, а ее площадь составляет 486 метров.
Другими древнейшими архитектурными памятниками Японии являются синтоистские и буддийские святилища, храмы и монастыри. Ранние культовые постройки почти лишены окраски и украшений, а вся красота этих аскетичных построек создается за счет цельного неокрашенного дерева.
С дальнейшим развитием в Японии буддизма изменилась и архитектура храмов. Сооружения стали окрашивать в голубой, красный и другие яркие цвета, декорировать храмы металлическими и деревянными ажурными украшениями, а к головным зданиям святилища стали пристраивать крытые помещения для молящихся.
Интересным памятником архитектуры является Храм Ицукусима, построенный на острове Внутреннего Японского моря около города. Хиросимы. Храм построен таким образом, что он настолько органично сливается с ландшафтом, что во время прилива создается впечатление, что он как бы плывет по поверхности воды.
Вообще, основной идеей японских зодчих было и остается гармоничное слияние архитектурных сооружений с природой, окружающим пейзажем, где они могут взаимно дополнять друг друга, а излюбленным материалом японских строителей была древесина. Использование этого натурального материала объяснялось рядом причин, одной из которых был жаркий и влажный климат. Дома строились легкими и открытыми для воздуха, с приподнятыми над землей полом и крышей. Такой дом было легко собрать и разобрать, а также такой дом не разрушался от подземных толчков, которые очень часто происходят в Стране Восходящего Солнца.
А по конструкции почти все старые японские постройки представляют собой комбинации прямоугольных элементов, где окружности появляются только в верхней части конструкций двухъярусных пагод.
Современные же японские постройки отличаются от предыдущих в большей степени изменением геометрических форм и современными высокотехнологичными материалами, предусмотренными для их воплощения. Прямоугольные формы сохраняются, но при этом обогащаются окружностями, полукругами и конусами.
Японские архитекторы создают необычные по форме оригинальные небоскребы, которые должны решить вопросы перенаселения в мегаполисах Японии, а также служить для своих жителей и тем местом, где они могут отдыхать и как - бы это странно не звучало, ощущать свое слияние с природой. Ведь во многих подобных сооружениях создаются зимние парки, учитывающие все традиции японских садов.
Таков и современный комплекс небоскребов на западе Центрального Токио, который стал символом экономической мощи Японии, а в 1991 году в районе Синдзюку по проекту знаменитого архитектора Тангэ было построено самое высокое в Токио здание - Токийский муниципалитет. Высота небоскреба составляет 243 метра. Это грандиозное сооружение с двумя 48-этажными башнями напоминает по внешнему виду европейский готический собор. Уникальность всех этих проектов заключается еще и в том, что все эти высотные здания построены с учетом особенностей высоко сейсмичной зоны, где постоянно происходят землетрясения, однако не отражающиеся на состоянии этих прочных построек.
Зодчие Японии не устают поражать весь мир своими удивительными зданиями, вот и сейчас они планируют создание 800-этажного небоскреба в форме горы высотой 4000 метров, которое будет стоять на морской платформе шириной в шесть километров. Этот небоскреб будет в семь раз выше самого высокого здания на сегодняшний день на Земле и на 200 метров выше знаменитой горы Фудзиямы, форму которой и повторяет проектируемое здание.
Небоскреб вместит в себя от 500 тысяч до миллиона человек. Компания, которая строит это здание Taisei Corporation, планирует на сооружение небоскреба, которому дано название X-Seed 4000 потратить около 900 миллиардов долларов.
В отличие от других небоскребов, X-Seed 4000 будет защищать своих обитателей от перепадов давления и смены погодных условий по всей высоте здания. Его конструкция предусматривает использование солнечной энергии для энергообеспечения всей системы поддержания микроклимата в здании. X-Seed 4000 будет своеобразным маленьким миром ,где его жители смогут жить, работать, развлекаться, учиться и гулять, не выходя из здания.
Япония привлекала и привлекает к себе внимание всего мира, как удивительная и загадочная страна, которая и в наше время не устает поражать весь мир своими научно-технологическими достижениями, где при их воплощении в жизнь находится место и национальным традициям.
Лана Плотникова