На северной окраине села Ляличи, что в Суражском районе Брянской области, еще можно увидеть остатки одного из самых роскошных дворцов прошлого – дворца Завадовского. Если вы – любитель архитектуры, то поторопитесь. От дворцового комплекса осталось совсем немного – галереи одноэтажных флигелей и практически полностью разобранное трехэтажное главное здание (на месте постройки сиротливо торчит ряд колонн, а здания, как такового, уже и нет), да руины церкви Екатерины.
А ведь усадьба Завадовского была действительно выдающимся памятником зодчества, творением одного из архитектурных талантов Екатерининской эпохи Дж. Кваренги, блестящим примером садовопаркового искусства эпохи зрелого классицизма. Дворцовый комплекс поражал своей красотой – ряд великолепных зданий, объединенных изысканным парком, высокая кирпичная ограда, парадные ворота… Теперь парк больше похож на случайные посадки и место выращивания сорных растений.
Закройте на минуту глаза. Представьте роскошь ушедших дней: ядро архитектурной композиции – трехэтажный дом-дворец с пониженными закругленными галереями, которые заканчивались одноэтажными флигелями. В самом дворце на первом этаже размещались служебные помещения и жилые комнаты для гостей. Широкая лестница вела на второй этаж – парадный, с центральным залом-ротондой с хорами, увенчанным куполом. Скульптура и живопись, дорогие отделочные материалы, сверкание позолоты и строгое серебряное сияние – это был дворец изнутри. Особенно богатым был Зеркальный зал, предназначавшийся для танцев. Основные парадные залы располагались на парковой стороне – роскошный вид из окна.
Галереи замыкали большой парадный двор перед главным зданием, боковые протяженные стороны которого ограничивали корпуса оранжерей (именно там Петр Завадовский, опальный во время Павла I, выращивал ананасы, которые затем квасил, как капусту, и заставлял кухарок использовать эту экзотику для изготовления квасов и при варке щей). Лицевой фасад – каменная ограда и монументальные въездные ворота – классика второй половины XVIII столетия.
Композиционной осью комплекса была дорога к парадному въезду в усадьбу, а второй, перпендикулярной к первой, осью являлась липовая аллея – она проходила вдоль ограды и отделяла от дома-дворца группу хозяйственных и служебных построек. У южного конца аллеи, за основной территорией усадьбы, стояла церковь Екатерины.
За дворцом находился цветочный партер, с южной стороны – фруктовый сад. Напротив дворца – пейзажный парк с храмом Благодарности в виде 12-тиколонной ротонды (там стояла бронзовая статуя покровителя Петра Завадовского – фельдмаршала П.А.Румянцева-Задунайского), и двухэтажным каменным летним дворцом (здание павильонного типа с куполом и четырехколонным портиком) на поляне в глубине парка.
Парк считался одним из лучших произведений садово-паркового искусства своего времени. Территория в 150 га была разделена на две контрастные части – регулярную и пейзажную, и содержалась в идеальном порядке. Части разделялись изысканной системой искусственных прудов, имевших «природные» очертания. Сейчас можно увидеть только один, большой пруд, из ранее имевшихся пяти.
В регулярной части парка был парадный двор с клумбами, цветочный партер перед парковым фасадом (партер продолжался почти до прудов), часть фруктового сада. В пейзажном парке – обязательные живописные аллеи, прихотливо извивающиеся дорожки, земляные плотины, мостики, переходы, множество видовых точек, столь характерных для хорошего пейзажного парка. Украшением парка являлись более 50-ти различных статуй. Были там и так называемые «места отдохновения», водопады, пристани и другие затеи.
Растения подбирались очень тщательно. Местные породы деревьев и кустарников (береза, дуб, клен, сосна, липа, ольха черная, ясень, ильм, черемуха, тополь, бересклет, калина, шиповник, сирень) гармонично сочетались с экзотикой (барбарис, дерен красный, свидина, дрок, спиреи рябинолистная и итальянская).
Когда строился дворец, кирпич доставлялся за 22 километра, из соседнего Мглина. Но кирпич не возили на подводах, а на два десятка километров протянулась живая цепочка из крестьян, которые передавали кирпичи из рук в руки.
Легенда гласит, что подвалы дворца первоначально были первым этажом. Но в результате дворец оказался больше, чем у самой Екатерины II, и императрица решила проверить – так ли это на самом деле. Граф Завадовский, опасаясь, что размеры дворца выйдут ему боком, приказал засыпать землей первый этаж. Что и было исполнено в одну ночь. Так ли – точно неизвестно, но подвалы действительно монументальны.
Может быть дворец Завадовского будет реставрирован… когда-нибудь. По крайней мере, за церковь Екатерины уже взялись. Но пока приходится только мечтать о восстановлении одного из самых роскошных архитектурных памятников России – уж очень сильно разрушен дворец, вырублен огромный парк, а там, где остались растения – все очень сильно запущено. Найдутся ли средства для восстановления? Неизвестно. А пока исторический памятник благополучно рассыпается.
София ВАРГАН