Жил да был Иван Перфильевич Елагин, обер-гофмейстер императорского двора, человек солидный и весьма богатый. В 1777 году он приобрел остров Мистуласаари, последний из островов дельты Невы. Как водится, к острову немедленно прилипло новое название, по имени владельца: Елагин остров. Кстати сказать, никакие последующие попытки переименовать его, вплоть до названия Елагина острова Центральным Парком Культуры и Отдыха имени Кирова, не возымели действия на жителей Петербурга. Как стал в 1777 году остров Елагин, так и остался по сей день.
Для И.П.Елагина на острове архитектор Д.Кваренги построил вместительный дом – как и полагалось по статусу обер-гофмейстера. Но то здание, которое сейчас носит имя Елагин дворец, имеет лишь отдаленное отношение к первоначальному созданию Кваренги. Дело в том, что в начале XIX века Александр I выкупил Елагин дворец у владельцев для своей матери, императрицы Марии Федоровны – старой императрице переезды в загородные резиденции Павловска и Гатчины давались уже с трудом, и Елагин дворец стал компромиссом между парадными дворцовыми залами и «дачными домиками».
Для перестройки Елагина дворца в соответствии с императорскими требованиями был приглашен Карл Росси – гениальный зодчий, создавший композицию Михайловского дворца. Ансамбль Елагина дворца стал первой крупной работой Росси в Петербурге. Перестройка продолжалась с 1818 по 1822 год, и в результате главный корпус был дополнен оранжереями, кухонным и конюшенным корпусами. Над оформлением внутренних помещений Елагина дворца и павильонов трудились самые известные скульпторы того времени – С.С.Пименов, В.И.Демут-Малиновский (они же работали над украшением Михайловского дворца), знаменитые художники-декораторы – Д.Скотти, А.Виги, Б.Медичи (в Голубой гостиной сохранился камин, выполненный С.Модерни из черного итальянского мрамора, расписанный Джованни Скотти – поразительное произведение прикладного искусства, на стенах Фарфорового кабинета – роспись Антонио Виги и Джованни Скотти – изысканная нежность, оттеняющая снежно-белые стены , в Овальном зале можно увидеть роскошные окна-зеркала, пышные барельефы Демут-Малиновского и великолепную люстру, созданную И.Бауманом и С.С.Пименовым по рисунку Карла Росси).
Оформлением дверей на первом этаже дворца занимался сам Карл Росси, и результат его работы восхищал гостей: каждая из двадцати дверей была облицована ценными породами дерева с тонкой позолоченной резьбой, а дверь кабинета императора Александра I (на втором этаже дворца) была отделана еще и украшениями из бронзы – это были настоящие произведения искусства.
Хозяйкой Елагина дворца Мария Федоровна была недолго – до своей смерти 12 ноября 1828 года. Затем дворец стал запасной царской резиденцией, а еще позже – местом отдыха российских премьер-министров. В Елагином дворце бывали С.Ю.Витте, П.А.Столыпин, И.Л.Горемыкин.
После октябрьской революции Елагин дворец стал Музеем быта, но в этом статусе просуществовал недолго – Музей быта сменил Культурно-воспитательный центр.
Снаряд, попавший в дымоход дворца во время ленинградской блокады, послужил причиной пожара, и дворец очень сильно пострадал. Уже после войны реставраторы собирали вместе уцелевшие куски мрамора, фрагменты лепных украшений и росписи – и Елагин дворец был восстановлен. Были восстановлены даже дворцовые стены, облицованные искусственным мрамором (стюком) и росписи на них. Руководил реставрационными работами архитектор М.М.Плотников.
Елагин дворец после реставрации стал музеем, в нем размещены коллекции художественного стекла и фарфора, вышивки, изделия из дерева и металла. Особенно интересны экспозиции верхних этажей дворца – выставка интерьера XIX – начала XX веков. Выбирая дизайн интерьера своего дома или квартиры можно смело брать за основы композиции, представленные в Елагином дворце. При этом можно быть абсолютно уверенным, что такой интерьер будет соответствовать всем канонам хорошего вкуса, будет элегантным и изысканным. Пользуясь канонами Елагиного дворца можно создавать композиции парадных гостиных, дамских кабинетов, кабинетов в стиле рококо и многое другое.
София ВАРГАН