Зимний дворец был возведен в 1754 - 1762 годах по проекту Франческо Бартеломео Растрелли. Олицетворяющая собой «золотой век» российского дворянства, эта парадная царская резиденция стала любимым детищем императрицы Екатерины II и местом, где почти два века текла жизнь российской монархии.
Роскошный дворец построен в стиле русского барокко и представляет собой по конструкции замкнутый четырехугольник. Главные помещения дворца: тронный зал, театр, парадная лестница и храм соединены между собою корпусами - галереями, образуя в центре двор, напоминающий по форме крест. Отсутствие резко выдвинутых частей здания вытянувшихся по берегу Невы, усиливает внешнее впечатление протяженности здания, а композиционное единство архитектуры и скульптуры подчеркивает удачное сочетание трех цветов - зеленого, белого и серого с золотом.
Стены дворца окрашены в приятный зеленый цвет, оттеняющий ослепительную белизну двух тысяч наличников окон, выполненных в виде ангелов и львиных масок и ярусы белых колонн. Роскошная лепнина декора дворца выполнена в золотисто - сером цвете, а над балюстрадой карнизов, продолжая вверх колонны на фоне неба, словно парят сверкающие золотом скульптуры и декоративные вазы.
Весь дворец пропитан воспоминаниями о тех событиях, которые здесь проходили и были с ним связаны. Через главный Иорданский подъезд, находящийся со стороны Невы, в праздник Крещения, члены императорской семьи выходили на берег реки, а из другого подъезда - Его Величества, выходящего на Разводную площадь между Зимним дворцом и Главным Адмиралтейством, проводил император смотр военных парадов. На Дворцовую площадь выходит подъезд Ее Величества, ведущий в личные покои императрицы, где она находилась все свое основное время. А сейчас, Зимний дворец открыт для многочисленных посетителей со всего мира и входит в музейный комплекс Эрмитаж, состоящий из пяти зданий, являющихся достоянием всей мировой культуры. Многие его помещения открыты для туристов и превращены в экспозицию, где представлены уникальные произведения мировой культуры.
Большой тронный зал, или как его называют Георгиевский зал Зимнего дворца, поражает своим огромным барельефом, на котором изображен Георгий-Победоносец в образе воина, убивающего копьем дракона. Огромный, площадью 800 квадратных метров, он облицован плитами из итальянского мрамора. Позолоченный потолок сделан из прочеканенного бронзового литья, а паркет представляет собой отдельное произведение искусства, так как он выложен фигурной мозаикой из 16 пород дерева и покрыт резным рисунком. Сзади величественного трона высится двуглавый императорский орел, вышитый золотом на малиновом бархате, с расположенными вокруг него золотыми гербами царств и владений Российской Империи. В этом зале проходили особо важные церемонии, принимались значимые для российской истории решения.
Петровский, Малый Тронный зал очень необычен по форме. Он представляет собой в главной своей части прямоугольник, который завершается полукруглой нишей с приподнятой площадкой, где горделиво возвышается трон. Все стены этого величественного зала затянуты алым бархатом с позолоченными русскими гербами. Спускающаяся из центра свода потолка изящная люстра освещает картины, изображающие Петра 1 во время баталий под Полтавой.
Малахитовый зал дворца отличается особой красотою. С его именем связано немало легенд, и он описан в литературных произведениях. Увидев стройные малахитовые колонны, приходит на ум образ Хозяйки Медной горы, вдохновлявшей талантливых уральских мастеров на создание поэмы из камня. Ослепительно белые стены и мраморные подножия сочетаются с зеленью колонн, а роскошные малахитовые камины прекрасно смотрятся рядом с золотом дверей, расположенных по их бокам.
Огромную портретную галерею, включающую в себя более трехсот портретов участников Отечественной войны 1812 года, представляет собой еще один примечательный зал - Юпитера, где вся тематика посвящена разгрому Наполеона и его войск.
Для уединенного отдыха титулованных особ императрица Екатерина II устраивает себе во дворце особые покои, которым дает название «Эрмитаж». Вот с этого момента и начинается история величайшей сокровищницы изобразительного искусства - музея Эрмитаж. Датой его возникновения принято считать 1764 год, когда в Петербург прибыла первая партия картин западноевропейских художников, состоящая из 225 полотен. Затем императрица приказывает собрать и привезти сюда лучшие художественные произведения из загородных дворцов, а также посылает своих представителей в большие европейские города, где они приобретают для дворца все самое лучшее, что можно было найти по части живописи, скульптуры, фарфора, нумизматики и ценных археологических находок.
Произведения Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Рембрандта, Рубенса, Ренуара, Пикассо и многих других великих мастеров собраны в экспозициях Зимнего дворца, где представлены лучшие образцы всей мировой культуры с древнейших времен до наших дней.
Чтобы увидеть все, что здесь находится, не хватит и недели, а полученные впечатления будут незабываемы и останутся на всю жизнь.
Лана Плотникова