Русский Версаль, Венеция на Балтике - как только не называют
старейшую резиденцию русских царей, блистательный Петергоф. Говорят, что в 1714
году великий царь Петр 1 лично разработал общую концепцию парков и дворцов
Петергофа, превратив заболоченные земли в шедевр садово-паркового искусства. Он
задумал создать эту роскошную летнюю резиденцию как сооружение ни в чем не
уступающее Французскому Версалю.
Император специально подобрал соответствующее место, каковым и явились Ропшинские высоты, где он обнаружил мощные природные ключи, которые и по настоящее время используются для водоснабжения фонтанов. Кстати, до сих пор отлично действуют многие старинные уникальные механизмы, также разработанные Петром 1, благодаря которым фонтаны и работают.
В течение лета 1721 года были построены шлюзы и канал, по которому из водоемов с высоты вода стекала до накопительных бассейнов Верхнего сада, где были устроены небольшие по высоте фонтаны. А в Нижнем парке вода из Верхнего сада, по принципу сообщающихся сосудов, с 16-метровой высоты устремляется вниз и взмывает множеством высоких струй, которые так и искрятся и сверкают в живописных фонтанах. Почти каждый русский император вносил свою лепту в этот архитектурный памятник; украшая его парки великолепной скульптурой, дворцами, выстроенными по проектам выдающихся зодчих, которые стали сосредоточием удивительных коллекций живописи, фарфора, стекла и художественной мебели.
Петергофские парки можно назвать музеем фонтанного искусства 18-19 веков. По 191 фонтану парка, включая водометы каскадов, выполненных в различных стилистических направлениях можно изучить всю мировую историю искусства - барокко, рококо, классицизм и их более поздние интерпретации представлены здесь во всем своем многообразии. Поражает обилие форм фонтанов - одноструйные, многоструйные, водные колокола и чаши, фонтаны, солирующие и сгруппированные по определенным принципам. Рисунок фонтанов никогда не повторяется, а существуют и целые фонтанные скульптуры, где общую композицию дополняет рисунок струй. Каждый фонтан имеет свой «голос» - от торжествующего звучания бурных потоков, до нежного шелеста.
Необыкновенное зрелище представляет Большой каскад, сверкающий блеском мощных струй воды и золотом скульптур его центрального фонтана «Самсона, разрывающего пасть льва». Фонтан был установлен в 1735 году и является аллегорией Полтавской победы России. Затем во время Великой Отечественной войны группа статуй «Самсон» была утрачена и восстановлена вновь в 1947 году скульптором Симоновым. Фонтан поражает своей роскошью, красотой позолоченных скульптур, а высота струи этого фонтана составляет 21 метр. Вообще в парке чувствуется удивительная гармония скульптур, природы и воды.
От Большого каскада к морю ведет Морской канал, который делит Нижний парк на две части; Западную и Восточную. В Восточной части находится удивительный дворец Монплезир и каскад «Шахматная гора».
Ровесник Петергофа прелестный дворец Монплезир расположен прямо на берегу Финского залива.
Если смотреть на Петергоф с моря, то видна его высокая терраса, выложенная огромными гранитными валунами и обнесенная легкой белой балюстрадой, повторяющей очертания одноэтажного кирпичного здания с высокой кровлей. Этот дворец - любимое детище Петра, где он проводил все свое свободное время и часто называл его «Голландским домиком» за его схожесть с небольшими «бюргерскими» жилищами голландцев. От центрального корпуса в глубину ведут две галереи с павильонами люстгаузами. В стенах галерей прорезаны узкие окна-двери. А с южной стороны дворца вытянулись по одной линии галере, составив собой легкую своеобразную аркаду, через застекленные проемы которой проходят потоки солнечного света.
Особое место в Петергофе принадлежит развлекательным фонтанам Нижнего парка. История их создания берет свое начало от петровских водяных забав: «Диванов» Монплезирского сада, «Моста с водяным ходом» на Руинном каскаде, «Стола с брызганием» в гроте Большого каскада и других «игровых» мест. Любивший пошутить император Петр 1 придумал фонтаны-шутихи, которые внезапно обрызгивали со всех сторон дам и кавалеров, присевших поговорить об «амурных делах». Такой водной забавой в духе шуток великого императора является фонтан «Зонтик», созданный в 1796 году по проекту архитектора Ф. Броуэра. Широкий зонт, увенчанный изящной резной шишкой по форме напоминающей ананас, зовет к себе спрятаться от дождя ничего не подозревающих посетителей. Но в тот момент когда незадачливый турист зайдет под зонтик и сядет на скамейку, его внезапно с шумом окатывает потоками воды и человек оказывается как бы в водяной клетке. Сухим отсюда не выйти не возможно.
В Западной части парка расположен павильон Эрмитаж, который был предназначен для увеселительного и уединенного времяпрепровождения лиц из ближайшего окружения «царской особы». Назначение павильона определено и его названием (ermitage в переводе с французского языка означает «хижина пустынника»). Особенностью облика Эрмитажа являются окна и застекленные двери с переплетами в мелкий квадрат, занимающие почти всю плоскость фасадов. Благодаря их прозрачности павильон напоминает пронизанную светом хрустальную шкатулку. Нарядный приморский дворец в Петергофе послужил прототипом всех русских «эрмитажей», построенных выдающимися архитекторами 18 века в Петербурге.
Отреставрированный к 300-летию Санкт-Петербурга Петергоф ослепляет глаза золотым сиянием, четкостью садовых рисунков парков, сияющими столпами воды, извергаемой десятками фонтанов. Когда прогуливаешься по Петергофу, не покидает восхищение, радость и гордость от того, сколько прекрасного и удивительного может быть сотворено руками человека.
Лана Плотникова