Павловский ансамбль, раскинувшийся в долине реки Славянка, является одним из красивейших дворцовых комплексов, которыми так славен Санкт-Петербург. Окружающие город дворцово-парковые ансамбли составляют великолепное ожерелье, в котором дворец в Павловске - застежка-бриллиант, эталон изысканной роскоши. На берегу реки Славянки, в 27 километрах от Санкт-Петербурга, стоит каменный обелиск с чугунной доской, золоченая надпись на доске сообщает: «Павловское начато строить в 1777 году». Земли в долине реки Славянка были подарены великому князю Павлу (будущему императору Павлу I) и его жене, великой княгине Марии Федоровне, Екатериной II 12 декабря 1777 года - по случаю рождения первенца (будущего императора Александра I).
По имени владельца усадьбу назвали «село Павловское», и тут же было начато строительство дворцов. Но до того Павловска, который мы знаем сейчас, было еще очень далеко.
В 1779 году были построены два деревянных дворца - Паульлюст (Павлова утеха) и Мариенталь (Долина Марии). Ничего особо выдающегося, просто добротные и в достаточной степени элегантные здания, которые могли служить летней резиденцией великому князю и его семье. Что-то вроде домика в деревне, небольшая дачка - по императорским, разумеется, меркам.
В 1780 году Чарльз Камерон, шотландский архитектор, недавно приехавший в Россию (1779 г.), но уже успевший стать любимцем Екатерины II, получил заказ на обустройство усадьбы в Павловском. Камерон, поклонник античной архитектуры, автор книги «Термы римлян», не строил деревянные дворцы. Его материалом был камень, причем архитектор создавал единые комплексы - его строения органично вписывались в окружающий пейзаж, и парки являлись частью архитектуры.
Камерон начал с создания пейзажного парка - обрамления для будущего дворца, а в это время был снесен Паульлюст - на его месте 25 мая 1782 года был заложен первый камень Павловского дворца, того удивительного строения, которым можно любоваться и сегодня.
Строительство Павловского дворца продолжалось четыре года, но полностью весь дворцово-парковый комплекс был закончен только через пятьдесят лет - в 1827 году, именно столько времени понадобилось, чтобы довести архитектурный ансамбль до того совершенства, который делает его памятником культуры мирового значения.
В строительстве и оформлении Павловского дворца принимало участие множество выдающихся зодчих, скульпторов и художников, известнейшие мастера того времени: архитекторы Ч. Камерон, В. Бренна, Д. Кваренги, A.Н. Воронихин, К. Росси; художник-декоратор П. Гонзага; живописцы А.Е. Мартынов, Я. Меттенлейтер, Д. Скотти; скульпторы И.П. Мартос, М. И. Козловский, И. П. Прокофьев, Ф.Г. Гордеев, B.И. Демут-Малиновский, и тысячи других мастеров, чьи имена история не сохранила.
Казалось, что годы не имеют власти над красотой Павловского дворца. Ни один из владельцев не переделывал ни дворец, ни парк, они сохранялись со всем бережением в той же совершенной красоте, в которой были созданы изначально. Даже 1917 год, разрушивший не только уклад жизни государства и его политическое устройство, но и многие, многие памятники искусства и культуры, не затронул Павловск. Нарком просвещения А.В.Луначарский, осмотрев Павловский дворец, написал, что он является «… наилучшим памятником совершенно целостного вкуса… изысканный выбор художественных произведений, составляющих его обстановку, в связи с замечательной отделкой его зал, делает из Павловска памятник, равный которому мало можно найти в Европе… Прелесть Павловского парка непередаваема. Его особенно нужно беречь». И та самая советская власть, которая, ничтоже сумняшеся, размещала в изысканных дворцовых апартаментах рабочие школы, объявила Павловск музеем, а в 20-х годах начались и реставрационные работы во дворце и парке - такова была власть красоты Павловского дворца.
Вплоть до 1941 года продолжались реставрационные работы в парке, ремонтировались гидротехнические сооружения, восстанавливались и реставрировались павильоны, очищались пруды. Была проведена инвентаризация не только музейных предметов, но и пейзажная инвентаризация парка.
Во время войны Павловский дворец пострадал - с сентября 1941 года в музейных залах центрального корпуса размещалось гестапо. Были разбиты мраморные обрамления каминов, разбиты обрамления из ценного камня, в надкаминных зеркалах пробивали дыры к дымоходам и пропускали через них коленчатые жестяные трубы, золоченые бронзовые украшения отдирались с мясом… На территории парка было вырублено 70000 деревьев, взорваны мосты и плотины, разрушена мелиоративная сеть парка (в результате началось заболачивание многих районов). При отступлении в 1944 году Павловский дворец не оставили даже в таком изувеченном виде, его попытались полностью уничтожить - подожгли. Дворец горел три дня, купол, венчавший центральный корпус дворца, рухнул - его поддерживали 64 колонны, и они прогорели, почти полностью разрушились.
Но многие дворцовые ценности были сохранены - они вывозились музейными работниками даже тогда, когда в самом парке шли бои. Вывозили все, что возможно было увезти сначала на поездах - в дальнюю эвакуацию, затем гужевым транспортом - в подвалы Исаакиевского собора. То, что не могли увезти (например, парковые статуи), закапывали в парке. На плече статуи Мир рабочие, готовящие статую к захоронению, карандашом написали - «Мы вернемся и найдем тебя, Мир!».
Красота Павловского дворца все же устояла и перед таким несчастьем, как варварская оккупация. Сохранились основные габариты дворцовых корпусов, их архитектурные членения, внутренняя отделка была выполнена из негорючих материалов, и, хотя была повреждена огнем, все же сохранилась, уцелело множество фрагментов декора - падуги, лепные карнизы, орнаментированные фризы, лепная орнаментация стен, оконные и дверные проемы, и многое другое. Поврежденное, но подлинное, настоящее, оно сохранилось. И хотя реставрация была очень сложной, длительной (более тридцати лет!) и многотрудной, она была произведена.
Сегодня мы можем видеть дворцово-парковый комплекс в Павловске таким, каким его создали в XVIII столетии. Павловск является государственным музеем-заповедником, и занесен в список городов, охраняемых ЮНЕСКО.
София ВАРГАН