Если пройтись по Петергофу, то нельзя не укрепиться во мнении, что российский император Петр I, основатель Петергофа, испытывал особую страсть к воде. Такое подозрение могло появиться уже после знакомства с деятельностью Петра, настойчиво добивавшегося выхода к Балтийскому морю, основавшего на побережье новую столицу и обожавшего корабли. Но после прогулки по Петергофу это подозрение должно перерасти в уверенность - ведь главная достопримечательность города-резиденции - это уникальная система фонтанов.
Чаще всего Царское Село вызывает ассоциации с Александром Сергеевичем Пушкиным, любая биография которого непременно содержит ссылки на годы обучения в Царскосельском Лицее. Однако город Пушкин (современное название Царского Села), расположенный в двадцати пяти километрах от Санкт-Петербурга, достоин упоминания и внимания не только связью с судьбой величайшего поэта. Ведь именно здесь располагается один из бесспорных шедевров российской и мировой культуры - Большой Екатерининский дворец.
Лозунг «догнать и перегнать» в России популярен отнюдь не со времен Советского Союза. Это стремление было свойственно еще Петру I – все его преобразования, реформы и нововведения, по сути, и были продиктованы желанием догнать и перегнать Европу. Вряд ли найдется тому более наглядное свидетельство, нежели дворцово-парковый ансамбль Петродворец (Петергоф).
Конечно, Государственный Эрмитаж, составляющий главную из многочисленных достопримечательностей Санкт-Петербурга, является национальным достоянием России. Но вместе с тем Эрмитаж относится к числу тех культурных сокровищниц, которые представляют собой не только национальные достояния, но и аккумулируют в себе наследие всего человечества. Так что, подобно Лувру, Уффици или Прадо, Эрмитаж является музеем мирового значения.
Александровский дворец был построен в Царском Селе для великого князя Александра Павловича (будущего императора Александра I), и являлся подарком его бабки, Екатерины II, по случаю бракосочетания великого князя с великой княжной Елизаветой Алексеевной.
Жил да был Иван Перфильевич Елагин, обер-гофмейстер императорского двора, человек солидный и весьма богатый. В 1777 году он приобрел остров Мистуласаари, последний из островов дельты Невы. Как водится, к острову немедленно прилипло новое название, по имени владельца: Елагин остров. Кстати сказать, никакие последующие попытки переименовать его, вплоть до названия Елагина острова Центральным Парком Культуры и Отдыха имени Кирова, не возымели действия на жителей Петербурга. Как стал в 1777 году остров Елагин, так и остался по сей день.
Обычное представление о властителях: стоит только поднять
бровь, как тут же толпа слуг мчится выполнять пожелание, все, что захочется,
можно получить практически мгновенно. Михайловский дворец является великолепным
опровержением этого тезиса, доказывающим, что даже императоры не могут получить
все, что хотят, мгновенно, а иногда вынуждены даже экономить, откладывать
деньги, подобно простым смертным, чтобы воплотить в жизнь какую-либо свою идею.
Когда в 1798 году родился великий князь Михаил, его отец, император Павел I,
решил, что у младшего сына должен быть свой собственный дворец. Но постройка
дворца - дело дорогостоящее, и император повелел, чтобы ежегодно откладывалось
несколько сот тысяч рублей на постройку будущего дворца, который был бы достоин
члена императорской фамилии.
Таврический
дворец строился в конце XVIII столетия для генерал-губернатора Новороссийской,
Азовской и Астраханской губерний, светлейшего князя Григория Александровича
Потемкина, чьими стараниями Крым вошел в состав России - за что светлейшего
Екатерина II и называла князем Таврическим (по древнему названию Крыма -
Таврида). В 1782 году князь Потемкин выбрал место для строительства - участок
на невском берегу, в слободе Конногвардейского полка. С этим полком было
связано начало карьеры светлейшего князя, вместе с Конногвардейским полком
Потемкин принимал участие в дворцовом перевороте, в результате которого Екатерина
II взошла на престол, сместив своего мужа, Петра III.
Павловский
ансамбль, раскинувшийся в долине реки Славянка, является одним из красивейших
дворцовых комплексов, которыми так славен Санкт-Петербург. Окружающие город
дворцово-парковые ансамбли составляют великолепное ожерелье, в котором дворец в
Павловске - застежка-бриллиант, эталон изысканной роскоши. На берегу реки
Славянки, в 27 километрах от Санкт-Петербурга, стоит каменный обелиск с
чугунной доской, золоченая надпись на доске сообщает: «Павловское начато
строить в 1777 году». Земли в долине реки Славянка были подарены великому князю
Павлу (будущему императору Павлу I) и его жене, великой княгине Марии
Федоровне, Екатериной II 12 декабря 1777 года - по случаю рождения первенца
(будущего императора Александра I).
Вторая столица России не зря имеет пышные и
величественные титулы - северная Пальмира, северная Венеция. Число
архитектурных памятников и целых ансамблей, по праву признаваемых достоянием
мировой культуры, в городе и в его окрестностях настолько велико, что можно,
пожалуй, называть любое здание XVIII-XIX веков и не ошибёшься, наткнёшься на
шедевр. Однако даже среди такого созвездия гениальных творений нельзя не
выделить так называемый Мраморный дворец.
|