Чаще всего Царское Село вызывает ассоциации с Александром Сергеевичем Пушкиным, любая биография которого непременно содержит ссылки на годы обучения в Царскосельском Лицее. Однако город Пушкин (современное название Царского Села), расположенный в двадцати пяти километрах от Санкт-Петербурга, достоин упоминания и внимания не только связью с судьбой величайшего поэта. Ведь именно здесь располагается один из бесспорных шедевров российской и мировой культуры - Большой Екатерининский дворец.
Женская страница российской истории
XVIII столетие в истории России можно смело называть женским веком. Ведь именно на него пришлись все женщины, занимавшие российский престол - Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна и Екатерина II. В качестве материального памятника этой эпохи и можно рассматривать Екатерининский дворец, совершенно справедливо именуемый Большим. Так уж сложилось, что и построен он был по приказу женщины и для женщины, и своего великолепия достиг тоже благодаря стараниям венценосной особы в юбке.
В 1717 году супруга Петра I, императрица Екатерина, в 1725 году взошедшая на престол повелела начать строительство собственной летней резиденции. Правда, дворцом это сооружение, законченное в 1724 году, назвать можно было лишь условно - тогда это было небольшое двухэтажное каменное здание, представлявшее именно уютную летнюю резиденцию, и ничего более. Все изменилось, когда императрицей стала дочь Петра и Екатерины, Елизавета Петровна. Известная как своим стремлением продолжать традиции родителей и преумножать их славу, так и особой любовью к роскоши и многолюдным развлечениям, Елизавета Петровна превратила Екатерининский дворец (который с большей справедливостью следовало бы именовать «Елизаветинским») в истинную жемчужину русского барокко.
Для этого она затеяла две крупные кампании по перестройке и строительству сооружения: первое в 1743-1748 годах осуществляли русские архитекторы Земцов, Квасов, Чевакинский, которые превратили скромную резиденцию в более или менее напоминавшее дворец здание. Однако и такое сооружение очень быстро перестало удовлетворять вкусам и запросам императрицы, которая в 1752 году привлекла к работам великого архитектора Бартоломео Франческо Растрелли, который к 1756 год и создал Большой Екатерининский дворец, одно из грандиознейших своих творений. Собственно, в таком виде дворец и просуществовал около двухсот лет: в дальнейшем он подвергался разве что незначительным изменениям интерьера и стилистическим дополнениям, но избегал значительных новшеств. Исключением стала лишь возведенная в 1863 году архитектором Монигетти Парадная лестница. Впрочем, после Великой Отечественной войны, когда дворец был разграблен и практически уничтожен, все пришлось восстанавливать заново, по имеющимся фотографиям, рисункам, чертежам и планам. Эта работа ведется до сих пор и еще далека от завершения.
Размах чувствуется во всем
Если кому-то захочется почувствовать масштаб и размах России, не тратя на путешествия по ее бескрайним просторам недели и месяцы, тогда ему нужно непременно посетить Большой Екатерининский дворец. Именно масштаб, размах в сочетании с изящной роскошью и тщательной планировкой всех помещений и составляет архитектурный ансамбль, снискавший себе мировую известность. Поражают уже богато украшенные скульптурами, барельефами и декоративными украшениями фасады дворца, протянувшегося на 325 метров и представляющего собой смешение архитектурных стилей при преимущественном «звучании» классицизма и барокко.
Непосредственно дворцовый ансамбль состоит из центрального здания (Срединного дома) и двух симметрично расположенных флигелей, соединенных с ним галереями. Кроме того, по бокам расположены Церковный и Зубовский корпуса, а также представляющие собою в плане дуги служебные здания. Центральное здание, Срединный дворец, стоит на месте первоначального здания, построенного в качестве летней резиденции Екатерины I, и именно в нем и располагаются основные помещения для торжественных приемов, а также для проживания царственных особ. Особую ценность представлял собой великолепный интерьер дворца, потеря которого в годы Великой Отечественной войны стала особенно болезненной. Именно по этой причине работы по воссозданию Большого Екатерининского дворца затянулись на десятилетия, и по сей день восставлена лишь половина из 57 залов дворцового комплекса.
В отделке таких помещений, как Картинный и Лионский залы, Зеленая столовая, Парадная Голубая и Китайская голубая гостиные, Парадный кабинет и многих других использовались самые редкие и дорогие породы дерева, виды камня, сукна и прочих отделочных материалов. Особняком стоит, конечно, знаменитая Янтарная комната, вся отделка которая состояла из произведений искусства, выполненных из первосортного янтаря самыми выдающимися мастерами своего времени. Множество янтарных предметов и произведений были приобретены еще Петром I, но лишь в 1755 году мастером Мартелли они были дополнены новыми произведениями, картинами, мозаиками и панно и собраны в один удивительный ансамбль в рамках одного помещения. В сороковые годы XX века экспонаты Янтарной комнаты были похищены немецкими оккупантами, судьба их неизвестна. Янтарная комната была восстановлена российскими мастерами к 2003 году, к торжественной дате трехсотлетия Санкт-Петербурга.
Александр Бабицкий