Вторая столица России не зря имеет пышные и величественные титулы - северная Пальмира, северная Венеция. Число архитектурных памятников и целых ансамблей, по праву признаваемых достоянием мировой культуры, в городе и в его окрестностях настолько велико, что можно, пожалуй, называть любое здание XVIII-XIX веков и не ошибёшься, наткнёшься на шедевр. Однако даже среди такого созвездия гениальных творений нельзя не выделить так называемый Мраморный дворец.
Мало у какого исторического здания есть такая романтическая история его возведения, как у Мраморного дворца, ведь он был призван был стать в прямом смысле слова любовным подарком. Конечно, в XVIII веке такие подарки в нашей стране мог делать один человек, самодержец всероссийский. Вернее, самодержица - в конце 1760-х годов императрица Екатерина II решила преподнести в дар своему фавориту графу Орлову роскошный дворец в центре столицы. В то время «свободных» дворцов в Петербурге не наблюдалось, так что встал вопрос о необходимости строительства нового здания. Подготовка к возведению дворца началась уже в 1768 году, более чем за год до того, как состоялась торжественная закладка здания (произошло это 10 октября 1769 года) на Почтовой набережной. До того момента на этом месте находился Почтовый двор, куда приставали корабли с почтой из-за границы; в настоящее время здание располагается в квартале, границы которого составляют Дворцовая набережная (бывшая Почтовая), площадь Суворова, Миллионная улица и Мраморный переулок.
Руководителем проекта стал итальянский архитектор Антонио Ринальди, однако легенда гласит, что главную идею, выражаясь современным языком, концепцию дворца придумала сама Екатерина, перенеся свои соображения в виде чертежа на бумагу, а итальянцу хватило ума оценить его по достоинству. К сожалению, дворцу не было суждено выполнить своё предназначение (Григорий Орлов умер до завершения строительства, которое датировано 1785 годом), однако применение ему было найдено довольно быстро: с конца XVIII-го по начало XX веков он служил резиденцией членов императорской фамилии, великих князей. Последним его владельцем был великий князь Константин Константинович Романов, известный тем, что помимо «голубой крови» в жилах имел несомненный поэтический дар и был одним из лучших российских стихотворцев на рубеже позапрошлого и прошлого веков.
Своё название дворец получил, как нетрудно догадаться, за использование при его возведении большого количества мрамора. На Мраморный дворец было израсходовано не просто много мрамора: вместо штукатурки для облицовки стен использовалось 32 (!) сорта мрамора, причём облицовочный материал добывался на месте, в карьерах близ Ладожского и Онежского озёр, а вот использовавшийся для декоративных украшений белый мрамор доставляли из самой Италии. Также мрамор широко использовался и при оформлении внутренних залов дворца.
Это строительство было бы грандиозным проектом и для нашего времени с совершенно умопомрачительными технологиями и техникой, чего уж удивляться, что двести с лишним лет назад на это понадобилось полтора десятилетия. Впрочем, кирпичные стены и своды дворца были построены практически мгновенно, менее чем за год. Основных затрат времени, денег и труда потребовало превращение голых стен в роскошный дворец. Только на первичную обработку отделочного камня ушло несколько лет, затем на отделку стен сначала гранитом, а затем облицовочным мрамором понадобилось шесть лет, с 1774 по 1780 годы. В 1781 году началось сооружение двухэтажного Служебного дома, в котором располагались, так сказать, вспомогательные службы - манеж, конюшни, сенные склады, а также комнаты прислуги. В полном объёме Мраморный дворец был закончен, как уже говорилось, в 1785 году.
Уникальность Мраморного дворца, помимо роскошности и изящности его внутренней и внешней отделки, заключается и в его необычной для того времени планировки. В этом комплексе своеобразно соединялся и городская резиденция, гармонично вписавшаяся в уже существующую петербургскую застройку, и дворянская загородная усадьба. Дело в том, что дворец фактически разделён на две связанные части. Восточная часть дворца, П-образная в плане, составляла парадный двор, предназначенный для приёмов и балов. А западная часть, имевшая аналогичную планировку, была предназначена для хозяйственных нужд и, тем самым, несла в себе функции усадьбы. При этом эта «городская усадьба» была умело скрыта от взглядов горожан, так как её «маскировали» лицевые парадные корпуса, в которых причудливо переплелись сразу несколько архитектурных стилей. Само их архитектурное решение имело корни в искусстве Возрождения, каменная монохромная отделка имела много общего с принципами барокко, а планировка, согласно которой каждый корпус существовал как бы автономно и был связан с другими сетью маленьких коридоров и лестниц, была выдержана в духе рококо. Внутренняя отделка, при всём великолепии, была в то же время удивительно сдержанной - всё-таки дворец строился в подарок настоящему мужчине с суровым характером, военному и государственному деятелю. При этом хватало места и изящности: авторами множества аллегорических скульптур были великие российские мастера Шубин и Козловский.
Судьба Мраморного дворца после 1917 года характерна для многих исторический зданий Санкт-Петербурга: с 1919 по 1936 годы здесь располагались всевозможные научные ведомства и учреждения, а с 1937 года находился музей Ленина. В 1992 году дворец стал филиалом Русского музея, а некоторые его залы стали использоваться в коммерческих целях - их сдают для проведения разнообразных мероприятий и торжеств.
Александр Бабицкий