4. Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк
Реакция общественности на музей Соломона Гуггенхайма, построенный по проекту архитектора Франка Ллойда Райта, была весьма негативной: некоторые называли музей «ангаром для летающих тарелок», а другие заходили еще дальше, утверждая, что сооружение больше всего похоже на туалетный бачок. Музей Соломона Гуггенхайма был первым музеем для Райта и первым его крупным зданием в Нью-Йорке, который сам архитектор не любил и называл «лесом небоскребов». Разрабатывая проект музея, архитектор вдохновлялся внушительной коллекцией работ абстракциониста Василия Кандинского, собранной Гуггенхаймом – в результате основой конструкции здания стала перевернутая пирамидальная башня. Строительство музея должно было начаться в 1946 году, однако из-за многочисленных протестов местных жителей и представителей сферы искусства было отложено до 1956 году. Сам Гуггенхайм скончался в 1949 году, так и не увидев музея, вместившего его коллекцию картин, но Райт продолжал лично контролировать строительство здания. Нью-йоркские СМИ не давали архитектору покоя, называя его сооружение то «гигантским штопором», то даже «перевернутой стиральной машиной» и «шуткой Райта над Нью-Йорком». Впрочем, когда музей Гуггенхайма наконец открылся для публики в октябре 1959 года, спустя несколько месяцев после смерти самого архитектора, все недовольство было позабыто практически мгновенно, и музей до сих пор остается одним из самых популярных музеев Нью-Йорка.
3. Центр Помпиду, Париж
В 971 году английский архитектор Ричард Роджерс и итальянский архитектор Ренцо Пьяно разработали проект культурного центра, выбранный жюри из 680 конкурсных работ. Уже одного этого было достаточно, чтобы вызвать недовольство консервативных парижан – два совершенно неизвестных иностранных архитектора были признаны авторами наилучшего проекта парижского культурного центра. Ситуация усугубилась, когда проект был представлен публике: общественность сочла, что модернистское сооружение из стекла и стали совершенно не подходит для окружающей средневековой застройки района между кварталами Ле-Аль и Маре, где должен был расположиться центр Помпиду. Несмотря на общественное недовольство, Роджерс и Пьяно продолжали работу над проектом вплоть до 1975 года. В 1974 году инициатор проекта, французский президент Жорж Помпиду, скончался, и строителям пришлось приложить немало усилий, чтобы убедить его политического противника и нового президента Франции Валери Жискара д'Эстена, продолжить строительство центра. С развертыванием строительства жалобы от местных жителей потекли рекой; к ним добавились и судебные иски от знаменитых писателей и художников – вспомнив об истории борьбы парижской богемы с Эйфелевой башней, они протестовали против строительства «бесполезного монстра». На открытии центра Помпиду в 1977 году известный британский писатель Энтони Берджесс назвал центр Помпиду «гигантским конструктором стоимостью в 200 миллионов долларов». Несмотря на недовольство, новый культурный центр привлек – и продолжает привлекать – тысячи туристов.