Чайная церемония безумно занятого современного человека в основном сводится к наспех выпитой чашке горячего напитка. Результатом чего становится разве что внутренний обогрев организма, но всякое наслаждение остается за пределами переполненных краев кружки. Тот же, кто хочет полностью насладиться процессом чаепития, может посетить новомодные чайные домики, либо создать у себя чайный уголок.
Перед небольшими дверями чайного домика или сукии снимали мечи самураи, низко склоняли головы как бедняки, так и знатные гости, подтверждая свое смирение и осознание того, для какой цели предназначена хижина. Действительно, именно хижина, потому как сложно дать более точное название сооружению из соломы или рисовой бумаги. «Жилище фантазии» или «пристанище пустоты», не отличающееся роскошью убранства и долговечностью – вот настоящее «лицо» истинного чайного домика.
Из древности в современность
Новое - это давно забытое старое. Как ни странно, но это изречение относится и к чайным домикам, потому что изначально они представляли собой чайные комнаты - какои, а возможно, и углы, отгороженные ширмой от назойливых глаз. Первым их создателем, определившим границы пространства умиротворения и отдыха, стал чайный мастер XV века Дзэво, и лишь после него великий Рикю (Сенно-Соэки) основавший и вдохнувший в церемонию идею совершенства, создал первый чайный домик. Возврат же к прошлому в настоящее время воплотился в идее обустройства чайного уголка как в квартирах, домах, так и в рабочих офисах. И это не простое веяние моды, но и глубокое понимание того, что чайная церемония может помочь расслабиться, отгородиться от бытовых проблем и домашних хлопот; побуждает к доверительной деловой беседе и заключению выгодных контрактов.
Чайный домик никогда не отличался роскошью интерьера, наоборот, своей простотой он подчеркивал духовность возведенного сооружения и заключенного в нем пространства. Материалы для строительства подбирались тщательно, из натурального, но недолговечного дерева, потому как «обитель мира» должна была в первую очередь приносить душевное спокойствие, тем самым подразумевалось, что срок жизни домика приравнивался к жизненному пути его создателя. Внутри помещения - всегда приглушенный свет в любое время суток, а наличие украшений возможно лишь на короткое время, потому как считалось, что нельзя вечно наслаждаться одной картиной или слушать одну и ту же музыку.
В настоящее время дизайнеры предлагают слегка разнообразить интерьер, но в целом продолжают придерживаться классических канонов. В ходу мебель плавных линий, выполненная из бамбука или ротанга, либо просто мягкое сидение с тканевым покрытием. Наличие стола не обязательно, но возможно, с оговоркой на минимализм и аккуратность. Допускается постоянное присутствие старинной картины, курильницы, колокольчиков, светильников. Чем меньше пространство, тем скуднее его декор.
Чайный домик для нового поколения
Несмотря на дань традициям, все же находятся интересные личности, которые пытаются предложить свое оригинальное видение. Например, профессор Тошихико Сузуки Токийского университета искусства и дизайна рискнул соорудить чайный домик из алюминия, да еще и в виде эллипсоидного ангара, оснастив его вольфрамовыми осветителями, похожими на пчелиные соты и полностью управляемыми компьютером. На практике получился эффект прыгающих солнечных зайчиков, рассыпающихся по потолку, стенам и полу помещения. Внутреннее убранство осталось верным историческим корням – панели составлены из рисовой бумаги. Но самое удивительное, что столь объемное помещение рассчитано лишь на двух посетителей.
Архитектор Шигеру Бан, практикующий работу с картоном, как-то выставил на аукцион японского искусства и культуры Kyobai, бумажный чайный домик. Его легко собрать и расположить внутри любого помещения, так как состоит этот домик из картонных труб. Воздушный как с позиции материала, так и восприятия, чайный домик имеет даже приемную, с расположенной в ней скамьей. Внутри основной комнаты оснащено место для четырех посетителей: стол и соответствующее число табуреток вокруг него.
Чайный домик – это полет фантазии его автора. И цель его - не возведение чего-то сверхсовременного, а создание тихой обители для душевного отдыха.
Яна Резникова