Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что Тадж-Махал, грандиозное сооружение, выполняющее функции и мавзолея, и мечети, является главной достопримечательностью Индии. Это тот самый случай, когда на популярность сооружения (входящего, кстати, в список Новых Чудес света) повлияли не только архитектурная уникальность и культурное значение в качестве произведения искусства, но и связанная с ним история. Ведь не случайно в Индии есть пословица: «Ради любви можно построить Тадж-Махал, но где найти любовь, которая будет этого достойна?».
Красиво любить не запретишь
Все-таки PR, как бы эти технологии не именовались и в чем бы не заключались, великая вещь. Ведь существует построенная в Дели на 100 лет раньше похожая гробница-мечеть - гробница Хумаюна, построенная вдовой могольского императора в честь умершего супруга. И это строение, пусть менее великолепное и масштабное, специалисты в один голос называют предшественником и объектом подражания для строителей Тадж-Махала. Однако же благодаря красивой истории любви о Тадж-Махале знают все, а о гробнице Хумаюна - немногие.
Итак, в начале XVII столетия в Империи Великих Моголов, располагавшейся на территории современной Индии, жил принц и один из наследников императора по имени Хуррам. И, согласно легенде, однажды на базаре он встретил бедную, но прекрасную девушку по имени Мумтаз-Махал, которую полюбил и на которой женился. Что ж, принц Хуррам действительно женился в 1612 году на девушке Мумтаз-Махал, но здесь легенды заканчиваются и начинаются исторические факты, которые повествуют следующее. Мумтаз-Махал была вовсе не бедной девушкой, а родственницей матери Хуррама и дочерью первого визиря (то есть главного министра) его отца, императора. Так что во многом это был политический союз. Однако политика любви не помеха - по единодушному свидетельству современников, Мумтаз-Махал была любимой женой принца Хуррама, который после восшествия на престол принял имя Шах-Джахан, и многочисленные остальные жены его гарема были обделены его вниманием.
Счастливая история закончилась в 1629 году, когда жена императора во время родов четырнадцатого по счету ребенка умерла. Полгода после этого Шах-Джахан пребывал в, выражаясь современным языком, депрессии, а по ее окончании решил воздвигнуть в честь покойной возлюбленной гробницу, которая затмила бы все сооружения своей красотой. Сказано - сделано: на строительстве Тадж-Махала в течение более двадцати лет (до 1653 года) трудилось более 20 тысяч рабочих. Наконец, мавзолей из белого мрамора был возведен, и Шах-Джахан приказал строить рядом точно такой же мавзолей, но из черного мрамора. Он был предназначен для самого императора и должен был соединяться с Тадж-Махалом мостом из черного и белого мрамора. Однако в 1658 году Шах-Джахан был свергнут собственным сыном, спустя восемь лет умер в заточении и похоронен в Тадж-Махале рядом с супругой. Начатое строительство второго мавзолея было прекращено.
Семьдесят четыре метра сплошного великолепия
При взгляде на Тадж-Махал становится ясно: двадцать тысяч мастеров и рабочих трудились здесь в течение более двадцати лет не зря. Ведь Тадж-Махал это не единичное здание мавзолея, это настоящий архитектурно-парковый комплекс, возведенный тогда, когда схожих дворцово-парковых комплексов вроде Версаля еще не существовало. Само пятикупольное здание мавзолея, облицованное белым блестящим мрамором, в высоту достигает 74 метров. По четырем угла воздвигнуты минареты, высота каждого из которых составляет 42 метра и которые предусмотрительно построены с небольшим наклоном в сторону от мавзолея - чтобы в случае разрушения и падения не повредить основное здание. Архитектурный ансамбль завершают две мечети из красного известняка. В действительности же только одно из этих двух зданий является настоящей мечетью, то, которое, согласно канонам ислама, обращено к востоку. Второе же, являющееся точной копией, построено для создания симметричной композиции. Внутри самого мавзолея расположена восьмиугольная погребальная камера с кенотафами Мумтаз-Махал и присоединившегося к ней Шах-Джахана. Невооруженным глазом видно несимметричное расположение кенотафов в помещении - это отражение того обстоятельства, что при строительстве погребальная камера рассчитывалась на один кенотаф, а для императора должен был быть сооружен собственный мавзолей. Окончательно оценить великолепие сооружения можно лишь вблизи, когда можно рассмотреть великолепную резную и орнаментальную отделку стен, потолка, купола и колон. Впрочем, Тадж-Махал относится к числу тех шедевров мировой культуры, о которых бесполезно рассказывать, их нужно лицезреть воочию. Неудивительно, что Тадж-Махал является главным туристическим объектом Индии (около 5 миллионов посетителей в год), для сохранения которого прилагаются многие усилия. А эти усилия уже очень даже нужны: на стенах уже появились трещины из-за изменения течения реки Джаммы, белоснежный цвет сооружения быстро превращается в желтый из-за загрязненного воздуха, несмотря на периодическое отбеливание мавзолея специальной глиной.
Александр Бабицкий