Слово «сикстинская» знакомо буквально всякому человеку, который умеет читать. Потому что образование современного человека невозможно без какого-нибудь, пусть самого поверхностного, представления об эпохе Возрождения, а уж в этом плане слово «сикстинская» по частоте упоминания уступает разве что «Джоконде». Так что о Сикстинской капелле слышали практически все...
Всё самое ценное - внутри
В Ватикане такое обилие великолепных зданий, привлекающих восхищённые взоры роскошными фасадами, изящными архитектурными украшениями и великолепными скульптурами, что мимо Сикстинской капеллы немудрено пройти мимо, сочтя её не достойной внимания. Действительно, снаружи это абсолютно ничем не примечательное здание, лишённое какой-либо архитектурной индивидуальности и сколько-нибудь серьёзных украшений. И если не знать, что самое ценное в этом сооружении находится внутри, легко можно махнуть на капеллу рукой. Да и построена она была в качестве домовой церкви, для личного пользования римского папы Сикста IV в конце XV столетия, изначально не предназначаясь для каких-либо особо торжественных событий и церемоний. Поручив создать простую и надёжную с точки зрения безопасности (времена в Италии были лихие, интриги и заговоры против понтифика были не редкостью), Сикст IV получил Сикстинскую капеллу, названную позднее в его честь, в 1483 году. Само здание было построено ранее, в 1481 году, когда после восьми лет строительства архитектор Джордже де Дольчи, воплотивший проект другого архитектора, Баччо Понтелли. В течение двух лет в капелле проводились работы по оформлению - создавался интерьер и расписывались стены.
Внутреннее помещение Сикстинской капеллы представляет собой прямоугольный зал размером 40 метров 93 сантиметра на 13 метров 41 сантиметр. Кстати, это точное соответствие размерам ветхозаветного Храма Соломона, подробно описанного в Библии (после перевода в метрическую систему такой меры длины, как «локоть»). Зал разделён на две неравные части изысканной мраморной оградой работы скульпторов Де Фьезоле, Бреньо и Далмата. Меньшая часть изначально предназначена для расположения церковного хора во время богослужения, напротив алтаря. Хотя первоначально мраморная ограда делила неф капеллы на две равные части. Боковые стены имеют по шесть окон, входная стена имеет два окна, по одному по бокам от входа. У одной из боковых стен располагается специальная ложа, в которой во время службы обычно находятся несколько кардиналов. Боковые стены имеют своеобразное разделение на три уровня: низший уровень, на котором находятся разнообразные «служебные» помещения, исторически был покрыт гобеленами, вышитыми евангельскими сюжетами, созданными по эскизам Рафаэля. Второй, средний слой стен покрыт двенадцатью фресками, изображающими различными сценами на библейские сюжеты. Именно эти фрески создавались с 1481 по 1483 годы группой прославленных художников: Боттичелли, Перуджино, Гирландайо и Россели, а также их учениками. Одна стена представляет собой сцены из жизни Христа, другая стена даёт визуальное представление о жизни пророка Моисея. Первоначально фресок было в общей сложности шестнадцать, однако четыре из них до наших дней не сохранились. Наконец, третий уровень стен заполнен портретами римских пап, прежде всего тех, чей понтификат пришёлся на трудное время гонений на христианство, на первые века новой эры.
Капелла Микеланджело
Но, несмотря на такое количество знаменитых художников, приложивших руку к созданию оформления Сикстинской капеллы, знаменита она прежде всего росписями потолка и алтаря, выполненными несколько позднее одним из «титанов Возрождения», гениальным художником и скульптором Микеланджело. В 1508 году новы римский папа Юлий II, приходившийся племянником Сиксту IV, пригласил Микеланджело для росписи потолка Сикстинской капеллы. До этого потолок уже был расписан художником Пьером Маттео де Амелиа, но эта роспись представляла всего лишь стилизованное изображение звёздного неба.Папе хотелось нечто более монументальное, для чего и был приглашён достаточно молодой. но уже снискавший известность Микеланджело. Существует версия, согласно которой приглашение Микеланджело было интригой со стороны его завистников и соперников, которых у него, как у большого Художника, хватало. Дело в том, что Микеланджело к тому моменту (ему было всего лишь 33 года) основные свои достижения имел в области скульптуры, а не живописи. И, даже будучи признанным художником, никогда не создавал фрески - особый вид изобразительного искусства, требовавший специфических умений и, главное, практического опыта. Обо всём этом Микеланджело говорил Юлию II, пытаясь отказаться от такой чести. Но предложение папы римского это предложение, от которого нельзя отказаться, так что в 1508 году Микеланджело принялся за роспись потолка. Первоначально он пригласил своих учеников и соратников, имеющих опыт работы с фресками. Но вскоре он увидел, что они делают нечто совершенно не то, что он хочет, поэтому принялся расписывать всё сам, более того - он практически самостоятельно выполнял все работы, включая приготовление раствора и красок. Зато по окончании работы появились сцены из Книги Бытия (от создания мира до грехопадения), которые стали классическими. А фреска, изображающая миг наделения Богом-Творцом душой Адама, стала едва ли не самым часто цитируемым визуальным изображением в истории.
Впрочем, на этом история взаимоотношений Микеланджело и Сикстинской капеллы не закончились. Спустя более чем 20 лет, в 1535 году, он получает от нового римского папы. Павла III, новое поручение - создать на алтарной стене капеллы грандиозную фреску, изображающую Страшный Суд. Над этой работой гений трудился в течение шести лет и ради неё пришлось уничтожить две фрески работы Перуджино, а также заложить два стрельчатых окна. Но, без сомнения, это того стоило - потому что в 1541 году папу римскому и всему миру было явлено произведение, без сомнения являющееся одним из величайших в истории мирового искусства. Правда, спустя какое-то время последующие римские папы посчитали «Страшный Суд» Микеланджело слишком фривольным из-за обилия обнажённых тел на фреске и одному из учеников художника пришлось снабжать фигуры драпировками и накидками (частично удалёнными при последующих реставрационных работах). Но дело уже было сделано - и Сикстинская капелла стала одним из величайших сооружений Ватикана. Не зря именно здесь с конца XVI века проходит конклав католических кардиналов, то есть собрание, на котором после смерти папы римского выбирается его преемник.
Александр Бабицкий