Есть два взаимоисключающих высказывания, комментирующих проблему знаменитых родителей и их детей. Первое гласит, что «яблоко от яблони недалеко падает» и даёт, таким образом, надежду на то, что у талантливых родителей должны быть талантливые дети. Второе утверждает, что «на детях гениев природа отдыхает» и перечёркивает надежду отпрысков знаменитых отцов и матерей добиться громкого успеха. Судьба Алики Смеховой является едва ли не идеальной иллюстрации противоречивости двух этих жизненных принципов.
То, что Алика Смехова является дочерью знаменитого театрального и киноактёра Вениамина Смехова, самой известной ролью которого стал роль Атоса в знаменитом фильме о мушкетёрах, вряд ли для кого-то является секретом. Правда, не все знают, что имя «Алика» является своего рода сценическим псевдонимом, на самом деле актрису и бывшую певицу зовут Алла, и родилась она 27 марта 1968 года. Ей посчастливилось появиться на свет в творческой семье (её мама, Алла Александровна, была радиожурналисткой), поэтому нет ничего удивительного в том, что творчество в различных его проявлениях привлекало Алику с детства. Детство это прошло за кулисами знаменитого театра на Таганке, актёром которого на протяжении десятилетий был её отец. Впрочем, родители не оказывали давления ни на одну из своих дочерей (у Алики есть сестра Елена) в вопросах о выборе жизненного пути, так что интерес к сцене у героини нашего рассказа появился самостоятельно. И интерес этот оформился в нечто конкретное довольно быстро – уже во втором классе Алика, ничего не говоря родителям, самостоятельно поступила в детский театр-студию Вячеслава Спесивцева на Красной Пресне. Необходимо отметить, что интересов у Смеховой в детстве хватало и без театра: она училась в школе с углублённым изучением английского языка (ныне гимназия № 1520), посещала музыкальный и танцевальный кружки и даже кружок керамики.
Но всё это разнообразие интересов и увлечений всё-таки было подчинено главной страсти – сцене. Сниматься в кино Алика начала ещё в середине 1980-х годов, это были преимущественно эпизодические и второстепенные роли. Тем не менее, к 1991 году, когда Смехова окончила ГИТИС по специальности «актёр музыкального театра», на её счету было уже участие в дюжине кинофильмов, так что актрисой она была опытной. В течение двух лет после получения актёрского образования она пыталась сниматься, но времена тогда были для отечественного кинопроизводства не самые благоприятные, фильмов выпускали мало. Так что, снявшись ещё в пяти малоизвестных картинах, Алика вспомнила о другом своём увлечении – о музыке и вокале. И, нужно сказать, на этом поприще добилась ощутимых успехов, записав с 1996 по 2002 годы четыре сольных альбома и будучи во второй половине 90-х одной из наиболее известных исполнительниц тогдашнего российского шоу-бизнеса (наиболее известной песней Смеховой стала записанная в дуэте с Александром Буйновым композиция «Не перебивай»).
Впрочем, «бедные 90-е» закончились, в кино и, особенно, в телевидение пришли большие и очень большие деньги, тогда как в шоу-бизнесе существенно обострилась конкуренция. В ситуации, когда снова возникла возможность зарабатывать на жизнь своей «родной профессией», а вокальные данные Смеховой никогда нельзя было назвать выдающимися, она приняла оправданное решение возобновить актёрскую карьеру. И с 2002 года стала активно сниматься, преимущественно в телесериалах и в телефильмах, а также участвовать в теле-шоу («Танцы со звёздами» и «Две звезды»). Наиболее известной актёрской работой Смеховой из более чем двадцати ролей за последние семь лет является одна из главных ролей в сериале «Бальзаковский возраст или все мужики сво…», своеобразном российском варианте знаменитого американского сериала «Секс в большом городе».
Но при всей этой, на первый взгляд, успешности как-то не поворачивается язык сказать об Алике Смеховой, что она «не укатилась далеко от своей яблони». Её достижения в актёрской профессии, конечно, ощутимы, но подавляющее большинство российского населения соединяют понятия «Алика Смехова» и «актёрство» в первую очередь благодаря её отцу, действительно выдающемуся актёру. Что же до его дочери, то ей так и не довелось сыграть главную или хотя бы заметную роль в действительно серьёзном успешном фильме, ставшем значимым явлением в культурной жизни. Ей вообще почему-то не довелось пересечь свой профессиональный путь с подобными проектами. Смехова довольно часто снималась в сериалах, но и здесь та же картина – не считая относительного успеха «Бальзаковского возраста» в её послужном списке нет телехитов, не говоря уже о таких легендах отечественного ТВ, как «Бригада», «Татьянин день» или «Ликвидация». Меньше всего вопросов к Алике по поводу её музыкальной карьеры, здесь у неё был успех, но лишь потому, что уровень российского шоу-бизнеса не слишком высок, а десять-двенадцать лет назад он был ещё ниже. К тому же и в те годы Смехова не собирала полные стадионы и не была в рекордсменах по количеству проданных дисков.
Личную жизнь Смеховой также трудно назвать безоблачной. Нет, конечно, такая привлекательная и обаятельная женщина не знала отбоя от поклонников, но вот с создание прочной настоящей семьи как-то не сложилось. Известно о двух зарегистрированных браках певицы и актрисы (первый был типичным «студенческим», второй продлился лишь пару месяцев) и о дух так называемых гражданских, и, тем не менее, в настоящее время Алика Смехова свободна. Хотя, с другой стороны, настоящее счастье женщины это дети, а у Смеховой два сына – Артём (родился в феврале 2000 год) и Макар (родился в ноябре 2007-го). Так что повод для гордости у неё уже есть.
Александр Бабицкий