В начале XXI века в Высшей лиге КВН играла московская команда под названием «Незолотая молодёжь». Главная её достопримечательность, конечно, в том, что в её рядах широкая зрительская аудитория впервые лицезрела Гарика «Бульдога» Харламова и Тимура «Каштана» Батрутдинова, но речь не о них. Дело в том, что название этой КВН-овской команды было и верным, и неверным одновременно. Дело в том, что в советские времена эти юноши и девушка были бы именно «золотой молодёжью» (или «мажорами»), ведь все они учились на юридическом факультете МГУ. Престижнее МГУ, да ещё юрфака, мог быть только МГИМО или Институт иностранных языков. Но вот в условиях современной России это действительно была «незолотая» молодёжь, потому как критерии попадания в этот неофициальный слой нашего общества изменились.
Словосочетание «золотая молодёжь» всегда, с самого начала своего существования, носило некий негативный оттенок. В рамках отечественного менталитета – уж однозначно. Вообще, классическое определение «золотой молодёжи» включает в себя молодое поколение, которое уже может с уверенностью заявить, что жизнь удалась. Ведь эти молодые люди могут не думать о своём материальном благополучии, могут не волноваться за своё будущее в плане карьеры и профессионального роста - ведь их родители это богатейшие и знаменитейшие люди своих стран. Это миллиардеры и мультимиллионеры, звёзды кино, спорта и прочего шоу-бизнеса, наиболее известные представители творческих профессий (от писателей до композиторов) – в двух словах, богатые и знаменитые. В те времена, когда существовало сословное деление, золотой молодёжью считались отпрыски самых влиятельных аристократических фамилий. В Советском Союзе, откуда мы все родом и откуда родом отечественное понимание «золотой молодёжи» всё было несколько иначе.
В СССР главным критерием престижа и влияния была степень доступа того или иного человека к «дефициту». А дефицитом в те времена было очень и очень многое. Дефицитом были большие зарплаты, которыми могли похвастаться лишь относительно крупные чиновники, деятели компартии и комсомола, а также люди, добившиеся выдающихся успехов в своей сфере деятельности – знаменитые поэты и писатели, прославленные спортсмены, известные певцы и танцоры балета, космонавты (которые сами по себе имели статус небожителей), учёные всесоюзного и мирового масштаба, дипломатические работники и так далее. Однако все эти категории советского населения были привилегированными не только из-за высоких доходов, но и по причине того, что они имели возможность свои деньги потратить на качественные вещи, преимущественно импортного происхождения. Так что советская «золотая молодёжь» (в простонародье «мажоры») это члены семей вышеперечисленных деятелей народного хозяйства, которые с детства имели возможность жить лучше, чем остальная масса населения. Плюс, конечно, такой исконно русский принцип существования, как «блат» – поступление на учёбу в самые престижные ВУЗы и устройство на работу в «хлебные места» (торговля, компетентные органы, дипломатическое ведомство) по знакомству, благодаря родительским связям и тому подобному.
Когда изменяются времена, изменяются и нравы. Было бы удивительно, если бы глубоко советское понятие «мажоры» осталось бы без изменений и в условиях современной российской действительности. Современная российская золотая молодёжь практически полностью избавилась от тех позитивных черт, которые ещё присутствовали в «мажорах» - так, там довольно существенной была доля выходцев из артистических, научных и прочих высококультурных семей, которые, переболев «мажорством» в юности, впоследствии сами нередко становились выдающимися людьми. Нынешняя «золотая молодёжь» со стороны оценивается почти полностью негативно. И дело здесь в первую очередь в изменении характера этой самой «золотой молодёжи». Известность родителей, собственная заработанная популярность всё ещё играют значительную роль для попадания в неофициальные «золотые» списки, однако на первое место вышел финансовый фактор. Представитель «золотой молодёжи» должен быть не просто из обеспеченной семьи, он обязан быть отпрыском семьи богатой, лучше всего – очень богатой. Дело в том, что мода не дефицит, свойственная «мажорам», теперь переросла в поклонение брендам. Если у человека нет стандартного набора брендов, он не может считаться представителем «золотой молодёжи». А эти бренды включают в себя автомобили за сотни тысяч евро, эксклюзивную одежду, обувь и часы за десятки тысяч евро, ужины в ресторанах, где чашка кофе стоит как средняя зарплата по стране, и уик-энды, проведённые на самых шикарных курортах мира, и так далее. Тут уже хочешь не хочешь, а денежная сторона вопроса очень важна. И будь твои родители трижды гениальными учёными или художниками, но, если они не могут подарить тебе «бентли» и каждый год отправлять тебе на неделю в Куршавель и на две недели на Бора-Бора – ты не золотая молодёжь.
Так что если понятие «мажоры» в определённой, пусть и небольшой, степени пересекалось с понятием «цвет нации», то сегодняшняя золотая молодёжь является противоположностью к тем, кто составляет настоящий цвет нации. Золотая молодёжь сегодня это синоним понятия «тусовка» - ограниченное число людей из Москвы и в какой-то степени из Санкт-Петербурга, состоящее из самых богатых людей страны, успешных и хорошо зарабатывающих шоуменов, высокопоставленных чиновников. Как про Москву говорят, что это не Россия, так и про «тусовку» и «золотую молодёжь» сложно сказать, что это настоящие русские. Слишком далеки они от народа, как говорится.
Александр Бабицкий