Очень сложное это понятие – хороший актёр. Потому как тотчас возникает вопрос, по каким критериям судить, хорош ли актёр, плох ли актёр, насколько он хорош, насколько он плох. Существуют независимые кинокритики, эстеты от кинематографа, которые, по только им одним известным причинам, возводят на пьедестал одних актёров и ввергают в пучину позора и осмеяния других. Существуют всевозможные фестивали и премии, от Каннского фестиваля до «Оскара», которые присуждаются профессиональными жюри. И есть один критерий, который при всей его относительности и неоднозначности наиболее понятен простому зрителю – это деньги. В современном мире, когда практически всё имеет денежный эквивалент, количество людей, готовых расстаться со своими кровными ради того, чтобы посмотреть фильм именно с этим актёром, многими считается наиболее показательным. И если придерживаться этой точки зрения, то Уилл Смит является одним из лучших актёров последних лет.
Уиллард Кристофер Смит-младший, всему миру известный как Уилл Смит, вкус к успеху и большим деньгам познал в весьма молодом возрасте. Ведь он, родившийся в сентября 1968 года¸ уже в конце 1980-х годов зарабатывал миллионы долларов. Правда, тогда основные барыши Смит получал благодаря не актёрской, а певческой карьере. Точнее говоря, благодаря участию в популярнейшем в те времена хип-хоп дуэте DJ Jazzy Jeff & The Fresh Prince («принцем» был как раз Смит). И тогда же, в конце 1980-х – начале 1990-х, он начал пробовать свои силы в кинобизнесе, на первых порах в телевизионных сериалах. Но к середине 1990-х годов его музыкальная карьера не то чтобы пошла на убыль, но взяла определённую паузу, а его популярность среди подростковой аудитории снижалась по мере взросления самого актёра. Так что переход из раздела «звезда подростковых телесериалов» в категорию «реальные голливудские звёзды» для Уила Смита пришлась как раз вовремя.
Первый шаг ко «взрослому» кино и ко «взрослым» заработкам Уилл сделал в 1995 году, когда вместе с Мартином Лоуренсом снялся в комедийном боевике о неуклюжих, но везучих напарниках-полицейских. Эта роль принесла Смиту 2 миллиона долларов, что для актёра, делающего первые шаги в рассчитанных на серьёзные коммерческие результаты проектах, было весьма неплохим показателям. На следующий год за главную роль в первом из длинной к сегодняшнему дню серии компьютеризированных фильмов-катастроф «День независимости» Уилл получил уже 5 миллионов долларов. Аналогичную сумму составил для актёра гонорар и за следующую картину, «Люди в чёрном», но эта лента принесла Смиту гораздо большее, чем сумму с шестью нулями – она принесла ему всемирную популярность как актёра, совершенно новый статус в Голливуде и иные исходные позиции на переговорах с продюсерами по будущим проектам. Теперь Уилл Смит был не просто многообещающим молодым актёром, пользовавшимся определённой известностью в недалёком прошлом, теперь он был суперзвездой. А у суперзвёзд, как известно, должна быть соответствующая заработная плата. Такая, например, как 14 миллионов за следующий проект, триллер «Враг государства».
Провальный во всех отношениях комедийный вестерн «Дикий, дикий запад» 1999 года обогатил Смита на 7 миллионов долларов, но слегка притормозил рост его гонораров – продюсеры желали убедиться, что имеют дело не со звездой «с ограниченным сроком действия», в которую нецелесообразно вкладывать большие деньги, а с действительно крупной фигурой на кинорынке, способную и в дальнейшем обеспечивать кассовые сборы. И Уилл Смит доказал, что он на 100 % принадлежит ко второй категории – фильм 2001 года «Али», являющийся вольной биографией легендарного боксёра Мохаммеда Али, принёс Смиту не только признание коллег, выдвинувших его на «Оскара» за главную мужскую роль, но и вход в весьма немногочисленный клуб актёров, зарабатывающих по 20 миллионов долларов за фильм. Те же 20 миллионов Смит получал в дальнейшем за вторые части «Людей в чёрном» и «Плохих парней», за «Правила съёма: Метод Хитча» и «Хэнкока», а антиутопии «Я – легенда» и «Я, робот» и вовсе означились гонорарами в 25 и 28 миллионов долларов соответственно.
Такие гонорары объясняются очень просто: по итогам 2008 года Уилл Смит установил два самых потрясающих воображение голливудских продюсеров рекорда. Во-первых, после окончания широкого проката картины «Хэнкок» стало очевидно, что Смит стал первым актёром в истории, 8 проектов с участием которого, выходящих друг за другом, собрали в прокате более 100 миллионов долларов. А во-вторых, в январе 2009-го был обнародован список самых кассовых актёров Голливуда (то есть актёров, суммарные сборы от фильмов, с участием которых принесли наибольшую прибыль). И оказалось, что по этому показателю Уилл Смит является самым прибыльным актёром в мировой истории – «его» фильмы принесли продюсерам более 5 миллиардов 200 миллионов долларов. Смит за свою примерно 15-летнюю актёрскую карьеру смог обогнать таких титанов Голливуда, как Джек Николсон, Харрисон Форд, Дензел Вашингтон, Том Хэнкс, Мэрил Стрип, и таких кассовых исполнителей более молодого поколения, как Мэтт Дэймон, Леонардо Ди Каприо, Джонни Депп. Так что вполне объяснимо, что продюсеры готовы платить Уиллу огромные гонорары – ведь он практически гарантирует высокие сборы. А неудачи вроде «Дикого, дикого запада» случаются в карьере у каждой голливудской звезды.
Александр Бабицкий