У Киану Ривза репутация актёра и человека, скажем так, со странностями. Он не похож на голливудскую звезду, он не является ни персонажем скандальных светских и околосветских хроник, ни создаёт себе репутацию рафинированного интеллектуала. Если почитать статьи о нём и прислушаться к тону сообщений в специализированных телевизионных программах, то поневоле создаётся о нём вполне конкретное впечатление. Получается, что Ривз это не слишком умный, чересчур замкнутый человек, который и карьеру-то сделал лишь благодаря экзотичной привлекательной внешности, а теперь попросту не знает, что делать со свалившимися на его голову деньгами и от того держит их чуть ли не в носках. Правда, если изучить биография Киану Ривза повнимательнее, то окажется, что на него можно взглянуть и под совершенно другим углом зрения.
То, что в Киану Ривзе намешано всяких разных национальностей (среди предков актёра числятся англичане, ирландцы, китайцы, гавайцы), для американцев не новость – в конце концов, в каждом жителе США намешано столько «кровей», что легко запутаться. Зато Киану Ривз 2 сентября 1964 года родился в очень и очень экзотичном для американца месте, в столице Ливана городе Бейруте. Впрочем, рос Киану уже в Северной Америке, в канадском Торонто. Непростое детство, связанное с ранним разводом родителей (Ривз практически не помнит своего отца), жизнь то с одним, то с другим отчимом, с каждым из которых нужно было заново выстраивать отношения, семейное заболевание – дислексия (наблюдающаяся у детей и подростков затруднённость речи и чтения): всё это привело к тому, что Киану действительно рос очень замкнутым ребёнком, который свои внутренние проблемы предпочитал не выносить на общее обозрение. Пожалуй, единственной отдушиной подростка был канадский национальный вид спорта и даже национальная идея – хоккей. В детстве Ривз подавал неплохие надежды в качестве хоккейного вратаря. И даже первые деньги, которые он был вынужден зарабатывать после того, как ушёл из дома, он зарабатывал именно на ледовом катке, затачивая коньки. Кроме того, он трудился в местном итальянском ресторанчике, где в его обязанности входило каждый день варить по 50 килограмм спагетти.
Весьма сомнительно, что своё нынешнее многомиллионное состояние Киану Ривз смог бы сколотить, занимайся он по-прежнему заточкой коньков и приготавливая спагетти. Но на его и на наше счастье ещё в детстве он обнаружил в себе вкус к актёрской игре, привитый ему в школьных спектаклях. Окончив затем школу театрального мастерства, Ривз начал сниматься в кино. На первых порах ему очень пригодилась внешность: он не только получал роли в разного рода молодёжных кинопроектах, но и мог зарабатывать в качестве модели. Вторая половина 1980-х ушла у него на то, чтобы заложить себе карьерную базу, ну а 1990-е годы смело можно называть «эпохой Киану Ривза в голливудском кино». Начав с арт-хаусной драмы Гаса Ван Сента «Мой личный штат Айдахо» и с классического боевика «На гребне волны», Ривз после сверхуспешного фильма-экшена «Скорость» (1994) стал настоящим символом своего поколения. Правда, сам он не слишком торопился делать то, чего от него ожидали в этом статусе. Киану, которого после «Скорости» осыпали выгодными в коммерческом плане предложениями сняться в боевиках, уже тогда предпочитал участвовать лишь в тех проектах, которые были ему интересны. Так, он часто снимался и снимается в низкобюджетных картинах. В 1996 году, когда продюсеры «Скорости» предлагали ему около 12 миллионов долларов за участие во второй части, Киану предпочёл согласиться на меньший, восьмимиллионный гонорар, зато в фильме с участием великого Аль Пачино и с интересным сценарием - «Адвокат дьявола».
А затем был проект, который озолотил Киану Ривза и позволил ему занять ту позицию, которую он занял сейчас – голливудской звезды, которая может себе позволить наблюдать за «тусовкой» со стороны, не особенно заморачиваясь над тем, как бы выбить себе гонорар побольше и принимая те предложения, которые ему по той или иной причине по душе. Счастливым билетом для Ривза стал фильм «Матрица», не только сделавшим его культовым актёром на все времена, но и принесший ему огромный доход. Между тем нужно отметить, что сам проект долгое время был бесхозным, он не привлекал студии-мэйджоры, не имел огромного бюджета, звёзды и даже звёздочки кино отказывались от главной роли Нео (как, например, отказался Уилл Смит). А Киану Ривз разглядел огромный потенциал этой истории и согласился сниматься за не такую уж и большую сумму (для актёра его уровня) в 10 миллионов долларов и за 10 % со сборов картины. Кто же мог предугадать, что эти 10 % составят около 50 миллионов долларов?
При заключении контракта на остальные части «матричной» трилогии Ривза, который теперь имел ключевое значение для успешности проекта, так же не обидели – каждый из фильмов принёс ему по 15 миллионов долларов и по 15 % от прибыли. Учитывая то, что 15 % от ленты «Матрица: Перезагрузка» составили 110 миллионов долларов, а от «Матрицы: Революции» 65 миллионов, нетрудно подсчитать, что всего за роль Нео Киану получил около 265 миллионов долларов. Если не забывать о том, что и в других коммерчески ориентированных проектах Ривз снимается не бесплатно (например, фильм «Дублёры» принёс ему 12,5 миллионов долларов), то можно не беспокоиться за финансовые положение актёра.
Между тем, как это ни удивительно, Ривз до сих пор не имеет ни собственного дома (строго говоря, собственный особняк в Лос-Анджелесе стоимостью в 4 миллиона долларов у него есть, но он в нём практически не появляется), ни собственной квартиры, он не приобретает десятками дорогие автомобили, позволяя себе слабость только в отношении мотоциклов. Он вообще не очень «современный» человек, этот Киану Ривз – использует компьютер лишь для игры в шахматы, почти полностью игнорирует Интернет, а своими гонорарами за «Матрицу» делится с работавшими вместе с ним над проектом каскадёрами, костюмерами и создателями спецэффектов, не без оснований считая, что образ Нео ими создан лишь в чуть меньшей степени, чем им самим. И всё это очень непонятно для тех, кто освещает голливудскую жизнь. Наверное, именно из-за этого непонимания Киану Ривз и представляют в качестве странного чудака, умеющего зарабатывать деньги, но не умеющего их тратить.
Александр Бабицкий