Часто можно услышать, что успех в творческих профессиях не поддаётся какому-то количественному или материальному выражению. И в этом, в общем-то, присутствует немалая доля истины, несмотря на то, что к этому аргументу чаще всего прибегают люди, имеющие в том или ином виде искусства большие амбиции, но не имеющие широкого признания. Да, есть люди, чьё творчество оценивается по достоинству лишь после их смерти, например Ван Гог или Кафка. Но есть и люди творческих призваний, чьё дарование становится очевидным даже для непосвящённых благодаря обширнейшему списку наград и премий. Живой тому пример – Мэрил Стрип.
Иногда складывается такое впечатление, что Мэрил Стрип номинируется на какую-нибудь престижную кинопремию едва ли не за каждую свою роль, или, как минимум, за каждую вторую из своих работ. Две премии «Оскар», две награды «Золотой Глобус», вдобавок по полтора десятка номинаций на каждую из этих премий, несчётное количество других американских и международных премий – в такой ситуации легче назвать фильмы, за которые великая актриса ничем не награждалась, чем перечислить её роли-лауреаты. Правда, здесь всегда нужно помнить, что речь идёт об уникальном таланте, равного которому вряд ли можно найти в истории кинематографа. Как-то сложно поверить, что свою актёрскую карьеру Мэрил Стрип, рождённая 22 июня 1949 года в одном из городков штата Нью-Джерси под именем Мэри Луиза Стрип, начала в возрасте «далеко за двадцать». И не менее трудно себе представить, что на сцену она вышла без профессионального актёрского образования. Тем не менее, это всё правда – сначала она обучалась дизайну костюмов и сценаристскому мастерству в колледжах Вассар и Дартмут, а позже получила степень магистра искусств в драматической школе Йельского университета. Что касается её актёрского дарования, то вряд ли ему можно найти объяснение, как и любому таланту, разве что попробовать сделать ссылку на соединение в ней наследия множества национальных культур и традиций – по материнской линии среди её предков были выходы из Англии, Ирландии и Швейцарии, по отцовской линии она принадлежит к древнему роду сефардов, испанских евреев.
Перебравшись в середине 1970-х годов в Нью-Йорк, Мэрил Стрип, уже взрослая и в образовательном и профессиональном плане уже зрелая женщина, начала заниматься тем, к чему лежала её душа – актёрством. С 1975 года она начала играть в театральных постановках, первыми из которых были спектакли по шекспировским пьесам. О ней быстро заговорили как об очень талантливой, хоть и неопытной исполнительнице, её роли сразу же стали гвоздём программы ежегодного шекспировского театрального фестиваля в Нью-Йорке. Но начальный этап её работы в театре продлился очень недолго, лишь до 1979 года – к тому времени Стрип уже стала голливудской звездой. А ведь ещё в 1977 году легендарный голливудский продюсер Дино Де Лаурентис решительно отверг кандидатуру никому неизвестной дебютантки на роль в готовившемся римейке знаменитого фильма «Кинг-Конг», назвав актрису «слишком безобразной для кино». Что ж, ошибки бывают у всех, но эту ошибку Де Лаурентис наверняка считает одной из главных своих неудач в жизни. Ведь уже в следующем году Мэрил виртуозно и трогательно сыграла главную женскую роль в знаменитом фильме Майкла Чимино «Охотник на оленей». Эта картина стала общепризнанным шедевром, она по-настоящему открыла публике и критикам талант Роберта Де Ниро и явила миру великую актрису, тут же получившую свою первую из бесчисленных номинаций на «Оскара». Что было дальше, нет смысла перечислять – дальше были те самые бесконечные награды и номинации, по числу которых Мэрил Стрип является безоговорочным лидером и рекордсменов в истории кино. Уникальность её дарования в том, что она обладает невероятной способностью убедительно и талантливо играть разновозрастные роли, что и обусловило то обстоятельство, что последнюю на сегодняшний день оскаровскую номинацию актриса получила в 2010 году, спустя 31 год после получения первой номинации.
Ещё одно проявление уникальности явление по имени Мэрил Стрип заключается в том, что она сочетает глубину образов и высокий уровень фильмов, в которых снимается, с большими кассовыми сборами, которые эти фильмы в итоге получают. Для Голливуда, где подавляющее большинство актёров подвержены негласному, но строгому разделению на «коммерческих» и «творческих» звёзд, это случай нечастый. Поэтому и сама актриса имеет соответствующие своему статусу доходы. Конечно, начинала Стрип с очень скромных, даже смешных гонораров. Шутка ли сказать – за роль в «Охотнике на оленей» Мэрил заработала 35 тысяч долларов. И даже спустя год, когда она уже была в ранге актрисы, получившей номинацию на премию Киноакадемии, за работу в ленте «Крамер против Крамера» ей заплатили совсем чуть-чуть менее смешные деньги, 85 тысяч долларов.
После того, как она получила именно за эту работу первую из заветных позолоченных статуэток, платить ей подобные деньги стало просто неприлично. Так что уже в 1985 году за блистательную и, по мнению многих, совершенно незаслуженно обделённую «Оскаром» роль в мелодраме «Из Африки», Мэрил Стрип уже получила очень и очень солидный даже для мужчин-кинозвёзд того времени гонорар размером в 3 миллиона долларов. В дальнейшем за свои многочисленные роли (актриса любит работать много, по её словам, это придаёт ей энергии и жизненного тонуса, несмотря на накапливающуюся временами усталость) она не получала менее 5 миллионов долларов, делая исключения только для тех проектов, в которых ей было интересно принять участие почти «за идею»: например, за съёмки в картине «Версия» (2007) Стрип ограничилась 1 миллионом долларов. Наиболее выгодной в коммерческом плане для Мэрил оказалась экранизация мюзикла «Мамма Мия!», основанного на композициях группы «ABBA» (2008 год). Доход актрисы от этой ленты, ставшей самым кассовым фильмом британского производства в истории (около 600 миллионов долларов сборов) составил 24 миллиона долларов.
При этом Мэрил Стрип не ставит финансовую составляющую своего труда на первое место, хотя и цену своему труду, конечно, знает. Так, она не гонится за лёгкими деньгами, которые могла бы получать в большом количестве благодаря рекламным контрактам. Просто она понимает, что при съёмках в рекламе зрителям, пришедшим на очередной её фильм, будет трудно избавиться от мысли, что Мэрил Стрип, по её выражению, «занимается своей непосредственной актёрской работой, а не пытается втюхать им косметику или сумки Луи Вуитона».
Александр Бабицкий