У испанского кинематографа очень крепкие позиции в кинематографе европейском и мировом – один только великий маэстро режиссуры Педро Альмодовар чего стоит. Но, несмотря на это, довольно длительное время в Голливуде испанское (не испаноязычное, а именно испанское) представительство было весьма и весьма скромным. Собственно, оно таким и остаётся до сих пор. Из мужчин, актёров первой величины, в категорию голливудских звёзд лишь недавно к «старожилу» Антонио Бандерасу присоединился Хавьер Бардем. А среди актрис как была с конца 1990-х годов одна - одинёшенька Пенелопа Крус, так и остаётся по сей день.
Пенелопа Крус Санчес, всему миру известная как Пенелопа Крус, появилась на свет в Мадриде 28 апреля 1974 года. Её отец, Эдуардо Крус, торговец средней руки, и мать, Энкарна Санчес, парикмахерша, помимо Пенелопы родили и воспитали ещё двоих детей – дочь Монику и сына Эдуардо. Все трое отпрысков этой семьи оказались людьми в высшей степени творческими и с раннего детства прекрасно осознавали и давали понять всем окружающим, что ни по отцовским торговым, ни по материнским цирюльничьим стопам идти не собираются. С детства все трое активно занимались музыкой и национальными испанскими танцами, так что впоследствии Эдуардо выбрал карьеру музыканта, а Моника стала популярной на родине исполнительницей народных танцев и актрисой. Кем стала Пенелопа, все мы представляем. Впрочем, первоначально она собиралась, как и её сестра, стать в первую очередь танцовщицей, а не актрисой. Именно с этой целью Пенелопа, которая уже в 15-летнем возрасте попала на телевидение и в кино и была как телеведущей детских передач, так и актрисой, отправилась в США, где в течение нескольких лет совершенствовала своё хореографическое мастерство в различных танцевальных школах Нью-Йорка.
Но судьбе было угодно, чтобы главным своим занятием Крус выбрала всё-таки актёрство, чему способствовал широкий международный успех картины «Эра красоты» с её участием. Этот вышедший в 1992 году фильм был удостоен девяти национальных кинематографических премий Испании «Гойя», а также призов BAFTA и «Оскар» в номинации лучший международный фильм. Так имя Пенелопы Крус впервые услышал международный зритель. Однако услышать имя и запомнить актрису это далеко не одно и то же и Пенелопе пришлось ждать ещё 5 лет, пока она не встретила истинно «своего» режиссёра, великого Педро Альмодовара, который сделал из Крус исполнительницу главных ролей во многих своих фильмах и тем самым помог ей обрести ей звёздный статус. Началось всё с картины 1997 года «Живая плоть» и продолжилось в оскароносной ленте «Всё о моей матери» (1999). Именно после этого Пенелопа стала желанной гостьей в Голливуде, куда её отныне стали приглашать уже в качестве звезды. За 10 лет она снялась во многих фильмах, большинство из которых носило комедийный и романтический характер. В 2009 году она добилась окончательного признания своего актёрского дарования, когда Американская киноакадемия присудила ей премию «Оскар» как лучшей актрисе второго плана за роль в фильме Вуди Аллена «Вики. Кристина. Барселона».
При этом, что удивительно, признание выдающегося актёрского таланта Пенелопы Крус, констатация её страстной южной красоты и сексуальности, непоколебимость её принадлежности к знаменитостям высшего уровня в Голливуде не сочетается с величиной её гонораров. В этом плане Пенелопа остаётся, очевидно, недооцениваемой актрисой. Нет нужды говорить о том, что в Европе в целом и в Испании в частности гонорары актёров, даже суперзвёзд, не идут ни в какое сравнение с голливудскими гонорарами. Тем более, что испанское кино в плане бюджетов картине значительно отстаёт и от ведущих европейских производств, французской и британской «фабрик грёз». Так что на родине Пенелопа изначально не могла рассчитывать на сверхдоходы. Но ведь и в США её гонорары никогда не превышали очень скромной для высшего голливудского эшелона отметки в 2 миллиона долларов. В большинстве же случаев размер её зарплаты в американских проектах равняется чуть более миллиону долларов. Для сравнения: за приключенческую комедию «Сахара» (2005) Крус заплатили 1,6 миллиона долларов, тогда как её партнёр Мэттью Макконахи заработал 8 миллионов. Что называется, почувствуйте разницу. Остаётся надеяться, что после того, как Пенелопа стала лауреаткой «Оскара», её позиции на переговорах с продюсерами будущих проектов укрепятся – всё-таки оскароносный статус автоматически увеличивает размер гонораров звёзд Голливуда.
Впрочем, и без заоблачных зарплат в кинобизнесе Пенелопа чувствует себя неплохо. Этому способствует, в частности, солидный рекламный контракт с косметическим гигантом L’Oreal: начиная с 2006 года Крус за участие в продвижении различных товаров этого бренда ежегодно получает по два миллиона долларов. Это позволяет ей, в частности, развивать собственную сеть дизайнерской одежды Amarcord, которая, правда, работает преимущественно в Испании. Кроме того, в 2005 году она приобрела себе дом в Лос-Анджелесе за 3,5 миллиона долларов – у каждой уважающей себя знаменитости должен быть свой дом на Голливудских холмах. И всё-таки, что ни говорите, а 2 миллиона за роль для такой актрисы маловато будет…
Александр Бабицкий