Хороших актёров много. Актёров-звёзд тоже не так уж мало. Но совсем немного суперзвёзд, к которым бы практически все без исключения относились с подчёркнутым уважением. Что-то есть и в самих этих людях, и в том, какие роли они играют, что сразу выделяет их из общего числа пусть ярких, но менее заметных персонажей Голливуда. Дензел Вашингтон, вне всяких сомнений, один из наиболее уважаемых всеми, и коллегами, и прессой, и зрителями, голливудских звёзд.
Актёрами всё-таки рождаются…
Дензел Вашингтон родился 28 декабря 1954 года в городе Маунт-Вернон, штат Нью-Йорк, и был средним ребёнком в семье священника и работницы салона красоты. Необычное имя ему досталось в своём роде в наследство от отца, тоже Дензела, который, в свою очередь, был так назван по фамилии некоего доктора который спас его при сложных родах. Детство будущего актёра можно назвать обычным американским: с детства он помогал матери по работе, в 14-летнем возрасте пережил развод родителей и школьное образование получил в учебном заведении интернатного типа. Способному юноше была прямая дорога в колледж, и он в самом деле поступил в нью-йоркский университет Фордхэм. Однако студенческие годы ознаменовались для Вашингтона поисками себя: поступив первоначально на медицинский факультет, он вскоре переключился на изучение биологии, а когда и биология наскучила, стал изучать журналистику. Однако в 1977 году, к моменту окончания университета и получения степени бакалавра журналистики, Дензел уже знал, что по профессии работать не будет: он уже увлёкся любительским театром и хотел попробовать себя в этой сфере.
Явный талант, продемонстрированный Вашингтоном в любительских постановках, позволил ему получить грант на поступление в Американскую театральную консерваторию в Сан-Франциско. Преподаватели консерватории намётанным профессиональным глазом сразу разглядели в молодом человеке незаурядное дарование, однако самому Дензелу сведённое к набору формальных правил обучение актёрской профессии быстро наскучило и в 1978 году, не закончив и первого года обучения, он покинул стены театральной консерватории. Дальше он решил пробиваться самостоятельно, и способом для продвижения выбрал телевидение. Еще будучи студентом консерватории, он начал сниматься в телевизионных сериалах. Кстати, на съёмках одного первых из них он встретил Уилму, свою будущую супругу. А пока Вашингтон в течение нескольких лет снимался в телесериалах и во второстепенных ролях во второсортных кинокартинах. Однако к середине 1980-х годов харизматичного и талантливого «выходца с телевидения» замечают серьёзные продюсеры и режиссёры, и Дензел начинает получать приглашения в значимые проекты. Восхождение Вашингтона получилось стремительным: уже в 1987 году он получает номинацию на премию «Оскар» за фильм «Крик свободы», а в 1989 году становится вторым после Сидни Пуатье темнокожим актёром, получившим таки эту премию – на это раз за роль второго плана в драме о Гражданской войне в США «Слава».
Один из столпов Голливуда
«И началась тут у него совсем другая жизнь…». Конечно, О Дензеле Вашингтоне знали и раньше, но статус обладателя «Оскар» обратил на него всеобщее внимание и позволил получать предложение о самых интересных ролях. И Дензел этим бонусом прекрасно воспользовался: на протяжении последующих 20 лет он стал одним из наиболее авторитетных среди профессионалов и критиков, почитаемых зрителями и щедро оплачиваемых продюсерами актёров Голливуда. Неоднократные номинации на премии «Оскар» и «Золотой глобус», второй «Оскар» в 2002 году за роль в фильме «Тренировочный день» (первым стал двукратным лауреатом этой награды среди темнокожих актёров), успешная деятельность в качестве продюсера – всё это совершенно заслуженно сделало Вашингтона одним из столпов современного Голливуда. А ни для кого не является секретом, что «столпы Голливуда» зарабатывают не просто большие, а очень большие деньги.
Само собой разумеется, что начиналась карьера Дензела, скромного актёра скромных телесериалов со столь же скромных денег. Настолько скромных, что на начальном этапе актёрской карьеры он стал задумываться, не зарабатывал бы он больше, если бы трудился по своей официальной профессии, в сфере журналистики. Однако дальнейшие успехи и в особенности получение «Оскар» вознесли актёрские гонорары Вашингтона на очень высокий уровень. Так, за фильм «Виртуозность» актёру заплатили 7 миллионов 500 тысяч долларов. В следующем, 1996 году, за работу в проекте «Мужество в бою», он получил уже гонорар в размере 10 миллионов долларов. В дальнейшем, если речь шла о коммерчески ориентированных проектах, ставка Вашингтона составляла не менее 10 миллионов: 10 миллионов за фильм «Ураган» (1999), по 12 миллионов за картины «Падший», «Осада» (1998) и «Тренировочный день» (2001). Последний стал рубежным для актёра не только из-за второго «Оскар», но и из-за повышения статуса и укрепления позиций на переговорах с продюсерами. Отныне за крупные проекты Вашингтону платили ни много ни мало по 20 миллионов долларов, именно столько он получил за «Гнев», «Маньчжурский кандидат», «Гангстер». К тому же с начала 2000-х годов Дензел активно включился в продюсерскую деятельность, что также позитивно сказалось на его доходах: так, например, его совокупный заработок за прошлый год составил 31 миллион долларов.
Александр Бабицкий